Интересный, все-таки жанр – фантастика. Его представители,
описывая то, чего нет, в итоге пишут о том, что или есть, или будет.
Вот, и,
касаясь такой темы, как отношения землян и представителей внеземных
цивилизаций, фантасты, наверное, пытались обойти не то что негласный запрет
на любовную тематику, а какой-то что ли молчаливый протест законодателей моды в
жанре. Мол, а вот у нас этих «сюси-пуси» не будет, за ними – к авторам женских
романов. Одна из попыток обойти этот очень распространенный в фантастике «игнор» любовной темы – описывание отношений
между гуманоидами (нами) и негуманоидами (тоже, по большому, счету, нами, но – облаченными в разного рода маски).
Обсуждая на первом зимнем заседании ЛКФ «Лугоземье» такую
тему, как «Мама! Я негуманоида люблю!
Обсуждение темы межрасовых связей в фантастике», именно члены клуба Андрей
Чернов и Анатолий Грибанов отметили, что описывание такого рода «межрасовых»
связей – своего рода попытка фантастов восполнить недостаток любовной тематики.
Впрочем, иногда и кое-где этой тематики - даже переизбыток.
Анатолий Грибанов вспомнил, что есть в фантастике такое
направление, как космический женский роман, где в основе сюжетов – любовная
линия вроде такого: он – бесстрашный космолетчик, она – принцесса с Альфа
Центавра или с Тау Кита, и… Дальше, полагаю, объяснять не стоит. Правда,
направление это больше развито в дальнем зарубежье.
«Нельзя не вспомнить и о таком авторе, как Чайна Том
Мьевиль. В его трилогии – «Вокзал», «Шрам» и «Железный совет» - описываются
отношения мужчины с женщиной, имевшей голову жука, описываются также отношения
представителей других самых разных цивилизаций и видов. Причем, это разнообразие довольно
спокойно воспринимается в произведениях», - отметил Сергей Чебаненко.
По его словам, из советских фантастов, такого рода
специфические отношения описывал Георгий Мартынов в романах «Каллисто» и «Гианэя». Он также отметил, что сейчас в
фантастике разрабатывается тема взаимоотношений между людьми и различными
трансгуманоидными существами, то есть, созданными на основе нанотехнологий.
«Мой нанотехнологический организм реагировал на вид
обнаженной девушки совершенно по-человечески без всяких мысленных команд с моей
стороны», - привел Чебаненко цитату из одного такого произведения.
Коснулись и сказочных существ. Андрей Чернов напомнил, что
драконы в сказках похищали принцесс совсем не для гастрономических целей. Хотя,
не исключено, что цели гастрономические тоже преследовались. Но были не
первостепенными.
Закончилось обсуждение тем, что все пришли к выводу:
фантасты описывают такую внеземную любовь, чтоб лучше постичь любовь человеческую,
земную.
***
Обсуждая тему «Эта
смертельная болезнь...» члены клуба и гости собрания отмечали, что тема
эта – довольно популярная у фантастов. Многие авторы любят заражать персонажей
своих произведений какой-нибудь инопланетной хворью или же вирусом,
выкашивавшем века тому назад человеческие жизни сотнями тысяч, а ныне –
благополучно забытым.
Коснулись и реальной жизни. Андрей Чернов отметил, что с
появлением вакцинации и множества противомикробных и противовирусных препаратов
возникла парадоксальная ситуация: сейчас люди могут вылечиться от заболеваний,
которые еще какую-то сотню лет назад гарантировали летальный исход, но вместе с
тем можно умереть от болячки, которую ту же сотню лет назад лечили пребыванием
в благоприятном климате и хорошим питанием.
***
Не вызвал восторга у присутствовавших фильм режиссёра Дэвида Маккензи «Последняя любовь
на Земле». Особенно «порадовало» светило науки – дама приятной наружности лет
тридцати.
«Ученый-вирусолог не
может по определению быть ведущим специалистом в своей сфере, не имея
многолетнего опыта. В естественных науках это – аксиома: настоящего ученого
формируют не только теоретические познания, но и годы практической работы,
когда обретается то, чего книги дать не могут», - сказал по этому поводу Андрей
Чернов, и сам работающий в этой сфере.
***
Последним пунктом в
программе было обсуждение рассказа Вячеслава Гусакова «Public Relations».
|