Специфические приёмы моделирования времени и пространства
| |
Irin@ka | Дата: Понедельник, 26.04.2010, 15:17 | Сообщение # 1 |
![Irin@ka](https://2078597780.uid.me/avatar.gif) Ученик
Группа: Друзья
Сообщений: 17
Статус: Offline
| Много сегодня представлено исследований в области поэтики фантастики. И у меня возник вопрос непосредственно к тем, кто работает в этом жанре: есть ли специальные приемы или методы создания пространственных форм в этом жанре? Я понимаю, что фантазия и воображение - главный двигатель "прогресса". Но все таки, что такое, на ваш взгляд, время и пространство в фантастике, чем оно отличается от других жанров? Очень интересно... Я, вот понимаю, что фантастика - это прежде всего отображения места, которого не существует, но откуда-то ж оно возникает в фантазии? Есть ли какая-нибудь закономерность? Жду ваших мнений!!!
|
|
| |
sirin | Дата: Понедельник, 26.04.2010, 18:02 | Сообщение # 2 |
![sirin](/avatar/06/630077.jpeg) Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 250
Статус: Offline
| Quote но откуда-то ж оно возникает в фантазии? ой, что бы на этот вопрос ответил ферйд... Quote есть ли специальные приемы или методы создания пространственных форм в этом жанре? думаю, если и есть, то унаследованы они от сказки, переработаны, дополнениы, перекроены и всё прочее. то есть ноги растут оттуда. А вообще фантастика - это вечное "не верю" всяким аксиомам. то есть берём аксиому (любую), ставим под сомнение и наслаждаемся процессом. это, конечно, если я вас правильно поняла. не соглашусь на счёт пространства. в нф очень часто именно время создаётся искусственно, а пространство изменяется из-за изменения времени (например, какая-нить земля будущего или прошлого: пространство если и изменилось, то только из-за того, что изменилось время). а вот в фентези действительно да.
Самый жирный тролль сайта.
|
|
| |
Эдауш | Дата: Понедельник, 26.04.2010, 18:57 | Сообщение # 3 |
![Эдауш](/avatar/75/4107-395863.gif) Гранд-мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 695
Статус: Offline
| Фантастика бывает настолько разной, что говорить о каких-либо единых схемах сложно. Думаю, возможны различные варианты - в каких-то произведениях авторы во главу угла ставят время, пренебрегая пространством, в других - наоборот. Возможны и варианты, когда автор кардинально изменяет и время, и пространство. Вариантов много - это и замечательно, каждый может найти себе то, что будет созвучно мыслям и чаяниям. Ведь важный момент - сотворчество автора с читателем. От читателя многое зависит! Поймёт ли, сможет ли осмыслить - это позволяет создавать многоуровневые, интеллектуально сложные произведения. Как мне кажется, эксперименты со временем в литературе реже встречаются. Наверно из-за того, что правдоподобную картину измененной временной реальности сложнее создать, чем пространственную. С пространством легче - прежде всего потому, что в той или иной степени мы все прекрасно понимаем, что есть пространство. Поэтому придумывать вариации легче. Еще один момент - правдоподобность. Много говорят о том, что мир должен быть ПРАВДОПОДОБЕН. Практика показывает - мир должен быть: а) красивым, б) динамичным, в) экзотичным, г) узнаваемым. Правдоподобие - миф. На самом деле, правдоподобность каждый понимает по своему. Кому-то Средиземье Толкиена кажется верхом правдоподобия, но мне как географу этот мир таким не кажется. Его выдумывал человек, не имеющий никакого представления об орографии и гидрографии. НО - ведь большая часть читателей также не имеет об этом представлений. Поэтому - погрешность против научной правдоподобности легко списывается.
|
|
| |
sirin | Дата: Понедельник, 26.04.2010, 19:38 | Сообщение # 4 |
![sirin](/avatar/06/630077.jpeg) Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 250
Статус: Offline
| а, забыла, что написать хотела) по поводу времени, пространства и приёмов. посмотрела вчера один классный фильм. "Окраина" называется. 1998 год, режисёр Петр Луцик. сразу скажу, что фильм фантастическим назвать сложно. вернее, наверно, совсем нельзя. но очень многое в этом фильме посторено по сказочным канонам, подобно множеству фольклорных сказок. герои (уральские мужики), в образе которых лично мне угадывались былинные богатыри, двигаютмя не только в пространстве Урал-Москва, но будто бы во времени - почти через весь 20 век, стремясть расквитаться с полубылинным полусовременным супостатом, отобравшим у крестьян самое святое - землю. особого антуража добавляет манера съёмки - а-la заря звукового кино, хотя последние кадры - это прошле не таколе уж давнее. приёмы для создания образов и сюжета сказочны, почти фантастичны, а вот тема - вполне серьёзная реальность, быт, социальные проблемы, актуальные даже (особенно) сегодня. если вам удастся посмотреть первый час картины, от остальных 30 минут получите настоящее удовольствие.
Самый жирный тролль сайта.
|
|
| |
Irin@ka | Дата: Четверг, 29.04.2010, 15:14 | Сообщение # 5 |
![Irin@ka](https://2078597780.uid.me/avatar.gif) Ученик
Группа: Друзья
Сообщений: 17
Статус: Offline
| Следуя Джону Пфейферу, автору книги "Человеческий мозг" : "Вся вселенная упакована внутри вашего черепа, компактная модель вашего окружения, основанная на всех впечатлениях, которые вы собрали в течение вашей жизни." (Из статьи Р.Желязны)
|
|
| |
Тот-Амон | Дата: Вторник, 04.05.2010, 21:27 | Сообщение # 6 |
![Тот-Амон](/avatar/56/6331-863630.jpg) Летописец Ордена Мудрости
Группа: Администраторы
Сообщений: 320
Статус: Offline
| Хотел бы уточнить. О каких именно пространственных формах идёт речь? О географическом пространстве, о пространственных формах как неких феноменах пространственно-временного континуума (пример такого феномена в нф - дом, внутри которого реализована бесконечная пространственная модель). В обоих случаях используются совершенно разные приёмы построения пространственных форм, как реалистические, так и нереалистические.
Если ты любишь жизнь, не трать время, потому что время — это то, из чего сделана жизнь. Брюс Ли
|
|
| |
|