Среда, 24.04.2024, 20:24

Приветствую Вас Гость | RSS
Луганский клуб фантастики "ЛУГОЗЕМЬЕ"
ГлавнаяРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общий форум » О фантастике » Фанфик в современной литературе (Природа фанфика и всё, с ним связанное)
Фанфик в современной литературе
Тот-АмонДата: Пятница, 02.07.2010, 00:10 | Сообщение # 1
Летописец Ордена Мудрости
Группа: Администраторы
Сообщений: 320
Репутация: 65
Статус: Offline
В последнее время распространение получили так называемые фанфики - произведения, сюжет которых развивается в уже придуманных фантастических вселенных. Примеры тому - всемирно известный цикл Сальваторе о тёмном эльфе, книжные серии "Сталкер", "Метро-2033", Warcraft, "Боевые роботы", "Конаниана" и множество других. Почему пишутся фанфики, почему они читаются, уступают ли по качеству самодостаточным литературным произведениям? В данной теме форума предлагается обсуждение любых вопросов, связанных с фанфиками.

Если ты любишь жизнь, не трать время, потому что время — это то, из чего сделана жизнь.
Брюс Ли
 
SailorMoonДата: Пятница, 02.07.2010, 10:13 | Сообщение # 2
Ученик
Группа: Проверенные
Сообщений: 13
Репутация: 8
Статус: Offline
Я видела в Интернете сотню коротких рассказов по мотивам аниме «Сейлормун». Они почти все написаны в одном стиле, как-будто один и тот же человек писал, какая-нибудь наивная, романтичная и любящая поэтические штампы 13-17-летняя школьница. Почти все эти рассказы начинаются с предложения, в котором обязательно упоминается Луна, небо, ночь, погода или растительность (цветы, сад). Максимум эмоций, минимум качественных стилистических средств и совершенно неинтересный сюжет. Я прочитала парочку таких рассказов почти целиком, и на этом полностью иссякло мое желание когда-либо читать рассказы про «Сейлормун». Единственное, что мне понравилось – это романы «Сестренка из Преисподней» Андрея Белянина и цикл романов «Мефодий Буслаев» Дмитрия Емца (там одна из главных героинь явно списана с Сейлормун).

Вот пародии на «Гарри Поттера» («Таня Гроттер» Дмитрия Емца и «Парри Хоттер и изнанка магии» К. С. Эллис) мне нравятся, и хотелось бы увидеть их еще больше, у разных, не менее талантливых авторов.

 
FlyДата: Пятница, 02.07.2010, 19:25 | Сообщение # 3
Подмастерье
Группа: Проверенные
Сообщений: 63
Репутация: 10
Статус: Offline
ну Таня Гроттер это не фанфик, это плагиат. Серии книг по сталкеру, варкрафту, вархаммеру, звездным войнам это тоже не фанфик, это полноценные работы известных(и не очень) авторов в той или иной вселенной. качество произведений зависит от ширины кармана владельца авторских прав на вселенную и ее героев.
из попадавшихся мне фанфиков внимания заслуживали разве что повести и рассказы во вселенной "Полдень. ХХІІ век". до стругацких конечно далеко, но вселенная как минимум узнаваема
 
Lady-from-ProvidenceДата: Понедельник, 05.07.2010, 23:21 | Сообщение # 4
Подмастерье
Группа: Администраторы
Сообщений: 63
Репутация: 20
Статус: Offline
Фанфик, как говорил когда-то Юрий Юрьевич, и как было известно без него - дело добровольное, бескорыстное, неоплачиваемое и сделанное из одной только любви к описываемой вселенной. Так что, грубо говоря, все официальные книги и даже произведения в журнале "Полдень. ХХІІ век" - тоже не фанфик.
Сама я, честно сказать, читала фанфики в основном по играм (было и есть такое увлечение). Очень редко встречаются стоящие работы. Среди них - такой себе Ostercy Mimicas, 52-летний фанат серии Tomb Raider. Естественно, класс и опыт человека чувствуется, довольно интересно даже тем, кто не знаком с игрой (с фильмом или фильмами, думаю, большая часть присутствующих знакома). Всегда есть какая-то историческая основа, он использует научно-популярную литературу, чтобы рассказать о странах, в которых не довелось побывать - в общем, получается вполне прилично, несмотря на вольные фантастические допущения. Странно и даже жаль, что издатели и разработчики его не замечают - для литературы "по играм" - один из лучших и достойнейших кандидатов, которых я знаю. Фильмы однозначно проигрывают любому из его сюжетов. И у него довольно специфический взгляд на войну в Сербии как для англичанина (рассказ Византия (Byzantium), что порадовало.
Ещё один пример - писательница Стефани Перри. Формально она издаёт романы и получает гонорары, но по уровню - самый что ни на есть обычный fan fiction. Её тема - Alien vs Predator и Resident Evil. Читала только пару романов из серии "Обитель зла" - довольно точное описание игровых сюжетов с допустимым авторским добавлением в виде биографий героев и мотивов их поступков. Затянуто и нудно, хотя определённое мастерство, без сомнений, присутствует. Фанатам, тем не менее, читать очень даже интересно. Но не людям со стороны - уровень беллетристики чуть поприличней, чем ширпотребовские детективы. Фильмы по сравнению с книгами и игрой тоже очень сильно проигрывают. Голливуд - он такой, способен испортить даже очевидно развлекательно-массовую вещь.
 
sirinДата: Среда, 07.07.2010, 21:23 | Сообщение # 5
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 250
Репутация: 26
Статус: Offline
Quote
В последнее время распространение получили так называемые фанфики
- ага, в последние лет 10...
А вообще - фанфики - они такие разные... И требовать от них чего-то особенного не стоит. Большую часть этих фанфиков пишут юные и наивные фанаты (те самые, про которых говорила SailorMoon). Поэтому было бы странно видеть в их произведениях высокохудожественную литературу, а не штампы. Все сюжеты, идеи и приёмы прописаны в учебнике возрастной психологии, поэтому они так похожи.
Fly, почему Таня Гроттер - плагиат, а сталкеро-варкрафто-звездные_воины - нет?
кстати, ни Гроттер, ни Хоттера я фанфиком или плагиатом я не считаю, как и сталкеро-варкрафто-звездных_воинов. Основное различие - степень творческой переработки исходного материала.


Самый жирный тролль сайта.
 
FlyДата: Среда, 07.07.2010, 21:33 | Сообщение # 6
Подмастерье
Группа: Проверенные
Сообщений: 63
Репутация: 10
Статус: Offline
sirin, мое личное мнение. про хоттера ничего не знаю, поэтому ничего сказать не могу. а сталкеро-варкрафто-звездные_воины... ну хрен его. поход либерти по старкрафту это реально плагиат. сталкеров только рецензии читал
 
Тот-АмонДата: Среда, 07.07.2010, 22:08 | Сообщение # 7
Летописец Ордена Мудрости
Группа: Администраторы
Сообщений: 320
Репутация: 65
Статус: Offline
"Сталкеров" нельзя считать плагиатом, т. к. все права куплены и с юридической точки зрения всё улажено. -) С другой стороны, они мною расцениваются как плагиат друг на друга, т.к., судя по рецензиям, сюжет у большинства книг повторяется -)

Если ты любишь жизнь, не трать время, потому что время — это то, из чего сделана жизнь.
Брюс Ли
 
sirinДата: Среда, 07.07.2010, 23:44 | Сообщение # 8
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 250
Репутация: 26
Статус: Offline
Так, пора вносить ясность в терминологию. Поэтому лезем в учебник Галича по теории литературы (помните, я скидывала). А то что-то мы путаем божий дар с яичницей.

Есть множество разновидностей взаимодействия внутри литературы, и далекое не всё из них – плагиат.
Есть литературная традиция − это передача художественного опыта от одного поколения писателей к другому. Есть новаторство – нечто новое, оригинальное, что привносится в литературу. Со временем новаторство тоже может стать традицией. Например, Толкин был новатором в мировой литературе, создав целый масштабный мир, с прописанной мифологией, историей, географией. Со временем такой подход стал традицией. Есть отталкивание. Это когда автор не воспринимает манеру своих предшественников, но в то же время стиль и манера предшественников ему не чужды.
А теперь начинается самое интересное. Заимствование. Это творческое перенесение сюжетной схемы, обстановки, характеров героев, композиции образов и прочего из одной художественной системы в другую. При этом новые произведения будут нести на себе след первоисточника. Как тут не вспомнить Перумова с его «Кольцом тьмы»? Наследование − это сознательное использование произведений предшественников для выражение собственных мыслей, чувств, идей. От заимствования отличается более высокой степенью авторской переработки, в наследовании куда больше новаторства. Думаю, в качестве примера может сгодиться «Адамант Хены» того же Прумова. Эта последняя часть трилогии «Кольцо тьмы» уже мало чем напоминает мир Толкина, который так ясно читается в первых двух книгах Ника. Ещё есть пародия. Думаю, тут всё ясно и без меня. Пародия – это наследование, которое искаженно передаёт особенности оригинала, выражает сатирическое или критическое отношение к героям, идеям, обстоятельствам. Таня Гроттер – и на этом с примерами закончим. Эпигонство − это наследование, которое характеризуется несамостоятельностью художественного мышления, поверхностным жалким копированием произведений предшественников. Думаю, сюда можно зачесть множество фанфиков на самые разные темы. Ну и наконец, термин, которым мы все любим ругаться. Плагиат − демонстрация под своим именем чужих идей и произведений, а так же заимствование частей другого произведения без указания первоисточника.

Вообще-то вроде написала много, но это только общие черты. Есть ещё такие виды художественного взаимодействия, как цитирование, репродукция, реминисценция, парафраза, намёк, вариация, несколько видов плагиата… короче, по учебника Александра Андреевича… Будет время и желание – моё и ваше – сделаю доклад. Дойти б мне до вашего собрания…


Самый жирный тролль сайта.

Сообщение отредактировал sirin - Среда, 07.07.2010, 23:45
 
ЭдаушДата: Четверг, 08.07.2010, 08:30 | Сообщение # 9
Гранд-мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 695
Репутация: 54
Статус: Offline
sirin, надеюсь, ты на собрание дойдешь с клавиатурой????

Мне странно, что здесь подняли вопрос о плагиате - ведь плагиат это просто-напросто литературное воровство, когда один автор ворует у другого. Причем воровство - дословное, идеи - мало. Именно поэтому - Котлеревский - вовсе не плагиатор, а его "Энеида" - самостоятельное произведение.
Всё же - фанфик - это достаточно своеобразное явление в литературе. Я склоняюсь к мнению Лены Настоящей - это литература фанов, которые пишут свои произведения для себя, "от души". А вот если сюда примешается коммерческий вопрос.... Вот тогда автор спокойно переходит в разряд рядовых коммерческих литераторов-подмастерий. А вообще было бы даже полезно, если бы Лена Фетисова сделала доклад о литературоведческих тонкостях.

 
sirinДата: Четверг, 08.07.2010, 18:09 | Сообщение # 10
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 250
Репутация: 26
Статус: Offline
я тоже не очень понимаю, к чему приплели плагиат
а если доползу до ва - будет доклад


Самый жирный тролль сайта.
 
avadaДата: Вторник, 13.07.2010, 12:45 | Сообщение # 11
Подмастерье
Группа: Администраторы
Сообщений: 48
Репутация: 12
Статус: Offline
Фанфик существовал и раньше до изобретения компьютеров и интернета. У меня есть любопытное издание - "Остров сокровищ" Стивенсона и "История Бена Гана" автора не помню. Хорошоий литературный текст, но по сути фанфик. С появлением всемирной паутины фанфик обрел поистине второе дыхание. В этом явлении сплавлено много чего. И чисто фанатское желание заглянуть за грань того, о чем не договорил автор. Та же история с Беном Ганом отличный пример этого. Часто есть желание сделать наоборот по-другому, не так, как автор. Или поймать одному тебе понятный намек в тексте "Канона" и обыграть его. при мерами последнего являются слэшеры. Хотя здесь еще несколько слоев психологии можно при более подробном анализе. Но это явление ни в коей мере нельзя путать с плагиатом и с пародиями. Разные цели творчества. Среди авторов фанфиков встречаются весьма литературно одаренные люди. Но много и просто ремесленников (частов есьма неумелых). Когда пройдет время истечет срок авторского права произведения "Канона", возможно, какие-то из нынешних фанфиков перейдут в статус авторских произведений. Хотя это, конечно вопрос - выживет ли книга, как явление, под натиском электроники.
 
Тот-АмонДата: Суббота, 24.07.2010, 13:11 | Сообщение # 12
Летописец Ордена Мудрости
Группа: Администраторы
Сообщений: 320
Репутация: 65
Статус: Offline
Фанфик (также фэнфик; от англ. fan — поклонник и fiction — художественная литература) — разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее.

Другой вариант определения: фанфик — жанр массовой литературы, созданной по мотивам художественного произведения фанатом этого произведения, не преследующим коммерческих целей, для чтения другими фанатами.
Таково определение, данное википедией.


Если ты любишь жизнь, не трать время, потому что время — это то, из чего сделана жизнь.
Брюс Ли
 
sirinДата: Суббота, 24.07.2010, 16:59 | Сообщение # 13
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 250
Репутация: 26
Статус: Offline
Вики рулит

Самый жирный тролль сайта.
 
Тот-АмонДата: Суббота, 31.07.2010, 12:19 | Сообщение # 14
Летописец Ордена Мудрости
Группа: Администраторы
Сообщений: 320
Репутация: 65
Статус: Offline
За неимением нужных печатных материалов под рукой - да, вики рулит. Если есть мнения, отличные от данных определений - выкладывайте, обсудим!

Если ты любишь жизнь, не трать время, потому что время — это то, из чего сделана жизнь.
Брюс Ли
 
Форум » Общий форум » О фантастике » Фанфик в современной литературе (Природа фанфика и всё, с ним связанное)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz