Начало. Полный текст - в прикрепленном файле
Вместо
эпиграфа:
На
перепутье дорог, поклоняясь снам,
По колено в грязи я строил храм.
Вгрызался в мерзлую землю, проклиная работу,
Плавил кольца и кресты на куполов позолоту.
Под
черный свод потолков по вертикали стен
Взлетал
звук от ударов лбов и колен.
Горят червонным золотом его купола,
Звонят в черные дни его колокола.
Храм
всех святых, храм всех богов
Среди
голых ветвей, среди талых снегов
Вдали
от всех деревень, городов и столиц,
Где хохот черных крыльев улетающих птиц.
Дверные
петли скрипят, как зубы от злости,
А на его погосте собаки ищут кости,
А у его ворот всегда толпы нищих,
Где еще такой храм отыщешь?
И
под окалиной солнца, под свинцом небес,
Как узнаешь ты, кто есть бог, а кто бес?
И что будет с тобой, когда уложишь ты
Последний камень надежды в храм своей мечты?
Храм
всех огней, храм всех тревог,
Храм всех путей, храм всех дорог,
Храм чьего-то спаса на чьей-то крови,
Храм всея надежды, храм всея любви…
автор
стихотворения Eddie (Германия)
Глава первая.
Возрождение
в которой
рассказывается о подвиге отца Иннокентия, построившего на родине молитвенный
дом и о причине его поджога
В захолустном городе
Колчеданове Рудного района Ковыльной губернии на заре возрождения православия в
девяностые годы (в начале реформ), когда сильные мира сего упали ниц перед
богом, отрекаясь от коммунизма в пользу рыночной экономики, молодой священник
отец Иннокентий открыл приход на улице, где прошли его детство и юность. Был
построен скромный, но прочный молитвенный дом с деревянным крестом на крыше,
чуть выше других построек; рядом чернели лачуги бедных. В них доживали свой век
деды и старухи, «…приехавшие сюда с войны» на постоянное местожительство в
сорок пятом, чтобы «поставить на ноги металлургический комбинат и обеспечить счастливое
будущее детям и внукам». История этой окраины города пахла тленом: с каждого
подворья тянуло плесенью - гнили заборы; накренились ветхие срубы домов и
сараев. Не хрюкали свиньи, не мычали коровы - обесценились деньги… Не было мощи
подняться на ноги вчерашнему металлургу, ныне пенсионеру, все его сбережения
пропали прахом на склоне лет по воле правительства. Никудышный район не
строился и по мере вымирания населения сносился. Засыпался коричневой пылью
отходов цементного производства. «Когда последний крестьянин окраин
урбанизируется или умрёт, тут будет свалка», - решили муниципалы. Однако новое
городское жильё оказалось сказкой, и зерно православия упало на «…благодатную
почву», поникший народ, вдруг, ожил, оправился и потянулся за правдой к богу…
Но молитвенный дом сожгли…
Не коммунисты, не атеисты, не иудеи из синагоги – «…враги всего сущего во
вселенной», и уж никак не потусторонние силы ада, ведомые дьяволом, этому бы и
в голову не пришла такая глупость - опыт есть: в памяти много поджогов и смут,
не даривших победы чёрту. Что же произошло?
Глава металлургического
комбината был пройдоха и плут. Чтобы увековечить своё имя в памяти горожан
делами божественными и избежать уголовной или иной ответственности за нецелевую
растрату денежных средств, он торопился в политику – «…баллотировался во
власть». Кредиторы нервно дышали в спину ускользающего директора: предприятие
работало нерентабельно, долги росли, «…кризис усугублялся», когда в самой
торжественной части города, у озера в парке, вырос архитектурный ансамбль –
Петропавловский собор, и - началась избирательная кампания. Зазвонили колокола.
Денно и нощно, меняясь, дьяки талдычили осанну Великому Спонсору, но прихожане
не шли на благовест, зная, что не от чистого сердца Храм. Они по-прежнему несли
свои беды в дом отца Иннокентия, за которым не ведали корысти и лжи…
Было две версии: «…ОГПН
установлено, что причиной возникновения пожара могли быть поджог или
неосторожное обращение с огнём. Анализируя первую версию, мы отметили, что на
месте пожарища орудий и следов поджога не видно. Анализируя вторую версию, мы
сделали вывод, что очаг пожара возник в молитвенном доме, открытом для всех
прохожих. Возможно, что неустановленные дознанием лица, проникли в помещение
дома и в результате неосторожного обращения с огнём при курении обронили
горючие материалы, деревянный пол начал тлеть, а после ухода прохожих
воспламенился, и молитвенный дом сгорел. Согласно диспозиции статьи 168 часть 1
УК РФ ущерб должен быть крупным, а значит, в действиях неизвестных лиц
отсутствуют основания для возбуждения уголовного дела и, руководствуясь пунктом
2 части первой статей 144, 145 и 148 УПК РФ, оно закрыто», - пожарники подписали
бумагу следователю, не выезжая на пепелище.
Первый шаг к возрождению
веры был сладок - околпаченные «гайдарами» люди почувствовали богоподобность и
прожить без церковной службы уже не могли ни дня, ни минуты. Они потянулись на
новое место и скоро, скрипя зубами, признали величие Храма Спонсора.
Предвыборная кампания пройдохи прошла успешно, кресло в Госдуме занято, а на
расправу кредиторам остались поручители и трудолюбивые рабочие-металлурги,
принявшие на себя все тяготы процедуры банкротства.
Глава вторая.
Освящение Храма
в которой
рассказывается об иконе, не сгоревшей во время пожара, о публичном проклятии
нового Храма митрополитом, и чем это закончилось
Разбирая пожарище, отец
Иннокентий нашёл икону распятия Христа-Спасителя. Покрытая огнестойкими лаками
времён развитого социализма она сопротивлялась стихии и не сгорела дотла.
Самодеятельный художник Иван Чумак – творец иконы когда-то работал экономистом
в отделе сбыта завода хромовых соединений и в гараже у него остался нетленный
запас чудодейственных красок, их выдавали сотрудникам при увольнении в счёт
задолженности по зарплате. Долго лежавшие впрок, они пригодились Ивану; выброшенный
из отдела на пенсию человек горько запил и стал иконописцем. Душа создавала
шедевры: на продажу, на злобу дня, - в миру стало модным грешить и каяться.
Спрос на его художества был велик, и однажды кто-то из подвижников веры привёл
к нему мастерскую отца Иннокентия с просьбой, чтобы тот оценил и освятил
самобытное творчество. Священнику понравилось, - искорка божья служила людям,
они подружились с художником. Икона распятия Христа-Спасителя была нарисована
накануне пожара и Рождества на ошкуренной дощечке, добытой Иваном у магазина во
время упаковки товара растяпами…
- Это моя лебединая песня,
- угрюмо заметил художник и обратился к батюшке по нужде: - Дай на бутылку,
Святой Отец!..
Напившись «палёной» водки,
он умер в заснеженном арыке у нового Храма…
Огонь покоробил икону.
Краски от жара вспучились, тягучие капли вишнёвой жидкости покрыли тело
Христа-Спасителя липкой коростой, икона стала рельефной. Отец Иннокентий в
недоумении потрогал у распятия живот, где художественная опухоль надулась выше
всего и испугался - икона дышала.
Священник перекрестился;
где-то под мышками оторвались и помчались по коже холодные капли пота; боли
Христа-спасителя пронзили током всё существо - озноб и судороги передёрнули
батюшку с ног и до головы.
– Обновилась икона!..
По дороге в баню, куда он
перебрался после пожара на жительство, отец Иннокентий оправился от
растерянности и вспомнил, что надо делать, когда живое тело получает ожоги.
Чтобы облегчить муки Спасителю, он припорошил икону снегом и, словно на вату,
поверху положил осколок прозрачного льда из ведра, простоявшего в тамбуре целый
день; хотел вызвать «Скорую» да испугался:
- Сочтут за безумца; не
поверят антихристы правде господней и отвернутся от церкви, как от калеки,
просящего милостыню на хлеб, люди поклоняются сильным, а ты, о боже, распух… Я
подлечу тебя и отмою… окрепну сам и построю летом храм не хуже, чем у директора
комбината… Негоже людям видеть твои страдания дважды…
Ночью икона лежала на
столике в сенцах, укрытая снегом, а утром случилась оттепель, какой-то циклон
на время примчался с моря, снег частично растаял, рыжая водица помчалась по
скатерти на пол и подпол. Отец Иннокентий поспешно подставил эмалированное
ведро, потрогал икону и, убедившись, что та ещё по-прежнему дышит, поспешил в
аптеку купить барсучий жир - хорошее снадобье ото всех болячек…
- Для человека его не
хватит, – задумался он, разглядывая махонькую бутылочку, - но для иконы вполне…
В сенях пахло бражкой.
Священник подумал, что в бане гости, кто-то из прежних его прихожан вернулся из
нового храма пьяный, чтобы излить ему душу по поводу «…гадкого мироустройства»
и продолжает греховничать «…в опочивальне» (до пожара такое случалось даже у алтаря),
но немногая утварь покоилась на местах, и чьего-либо присутствия в доме не
было. В моечной пахло лесом. Батюшка разделся, засучил рукава, вымыл по локоть
руки хозяйственным мылом, чтобы не занести инфекцию в тело иконы, откупорил
баночку с жиром, и вернулся в предбанник – лечить. Сладкий запах усилился. И
вдруг!.. Он обнаружил, что эмалированное ведро почти до верхов наполнено алой
жидкостью, источающей аромат битых ягод.
- Вино, - удивился хозяин.
– Неужели из тела?
В сомнении он откинул
целлофановую накидку, под которой лежала икона, и обомлел: весь снег растаял,
огромная мясистая ссадина парила от головы и до ног, отовсюду из тела иконы
сочилась кровь. Короста отпала и таяла в лужице, сочная, словно мякиш поджарого
хлеба.
- Какое сегодня число? –
священник задумался. – Я от горя совсем ослеп и забыл, что поп не должен
расслабляться ни на минуту, о боге я помню, а вот о службе?.. Надо пойти на
пожарище и найти обгоревший крест, починить его и поставить у входа вместе с
ящиком для пожертвований на строительство нового храма.
Он взял в руки банный
ковшик и, боясь неосторожно пролить хотя бы каплю чудесной влаги, зачерпнул им
вина и выпил, перекрестившись: «Ух-хх!..», вафельным полотенцем нежно протёр
икону, намазал её больные места толстым слоем барсучьего жира, осторожно лаская
пальцами каждую клетку разбитого тела. Икона была горячей, словно ребёнок.
- В тепло бы… Да-да!... В
тепло… Покуда не потянется свежей кожицей или не задеревенеет обратно… Я
невнимательный попик…
В моечной он присыпал её
стрептоцидом. Икона перестала пульсировать и успокоилась, кровотечение ослабло.
Только из рук, пробитых гвоздями, сочились тягучие капли патоки. Мелкая
мошкара, вредная (невесть откуда она зимой) проснулась и стала кружить над
раной, желая причастья. Отец Иннокентий задумался. Были бы гвозди реальны, он
бы их вытащил пассатижами или клещами из кожи вон и спас бы Христа-Спасителя от
еретических насекомых, но гвозди составляли единое целое композиции художника и
…библейской легенды. Недовольно воркуя, священник скрутил из марли толстый
тампон, накрыл им ладони распятой жертвы. Потом укутал икону пуховым платком,
баюкая, положил на верхнюю полку в моечной, рассудив, что самое теплое место
там. Вернувшись в предбанник, подкинул в печурку дров, выпил ещё полковшика
крови и уснул за столом как праведник…
На Крещение в город приехал
митрополит Ковыльный и Рудный Ираклий. Узнав о причине пожара, он отказался
освятить новый Храм и предал анафеме «спонсора».
- Не сурово ли, Ваше
Высокопреосвященство? – испугано спросил у него настоятель храма протоиерей
Серафим. – Вы не боитесь давления власти?
Своё проклятие митрополит
обосновал тем, что «…церковь автокефальная», она независима от государства и
слуга сатаны будет повержен в ад и проклят, какую бы он должность не занимал.
Недоумённо, но одобрительно встретил народ решение митрополита.
После купания в проруби
Великий Спонсор натягивал на липкое тело бельё; на лацкане пиджака алел
депутатский значок. Словно рога, торчали в разные стороны клочья застывших
волос. Люди ждали, что он взорвётся, как бывало на производстве при виде уснувших
рабочих, и это страшило грешных. Никто не перечил директору. Ни в городе, ни
«на кухне», ни на банкете не было человека смелее и решительнее, чем он. Отец
Серафим не знал за кем ему прятаться, стояла тревожная тишина: «остыли»
колокола, молчали певчие, вылизывая пересохшие губы. Только трамваи скрипели на
повороте у храма и, удаляясь в суету запорошенных улиц, стучали по рельсам да
перезванивались, словно сплетники, обсуждающие произошедший конфуз. Едва только
свита митрополита уехала восвояси за ними вслед, протоиерей Серафим оправился
от растерянности и закончил службу словами, что: «…все уложится и образумится,
гордыня - лишь мутная пелена. Бог велик, и исцелит ослепшего, вернёт на дорогу
веры».
- Конечно, вернёт!
Ледяная вода удержала от
гнева бесноватую душу «спонсора», сварливый директор чинно поцеловал серебряный
крест настоятеля и божественно поклялся:
- На масленицу сей Храм
освятят! Я обещаю…
Через месяц его
преосвященство вернулся и снял проклятие… Били колокола, стенали певчие – Крестный
ход состоялся!..
|