Я
открыла дверцы душевой кабины, аккуратно переступила через ее край, стараясь
попасть мокрой ногой на коврик. Меня ожидала самая приятная на свете процедура
– прикосновение мягкого полотенца: сначала к лицу, потом – к шее, плечам. Но до
плеч дойти я не успела. Мой взгляд упал на черные ботинки, сохнувшие у батареи
после вчерашнего дождя. Их длинные шнурки, по-хозяйски раскинувшиеся в разные
стороны, вздохнули, поползли, обвили мне ноги и с силой дернули на себя. Я
упала (быть может, от неожиданности), ударилась головой о кафель и умерла.
Впрочем, правильнее будет сказать так: судя по тому факту, что по белой
керамике пола разливалась бурая кровь (огромной лужей – как в фильме), можно
было предположить, что дело плохо.
Так я и
лежала, раскинув руки и ноги, как минуту назад
шнурки ботинок, – белая на белом, и в красном. Мечта режиссера с
претензией на концептуальность. Лежала и размышляла, почему же так произошло (с
учетом того, что все всегда к лучшему – избитая истина). Ответ на этот вопрос
я, конечно же, знала. Вот он: сейчас ты грустный и озадаченный поднимаешься по
лестнице на наш последний этаж. Да, умерла я потому, что ты терпеть не можешь
подниматься вверх (исключая карьерные лестницы), но из-за меня ты не воспользовался
лифтом. Почему? Ну как же? Ты тянешь время. За первым – второй, за вторым –
третий, впереди еще шесть. Их, вроде как, должно хватить для того, чтобы
подобрать нужные слова. И ты, журналист со стажем, больше всего на свете
боишься, что в этот раз нужных слов не найдется. Минут через пять, десять, а
может, пятнадцать (я не знаю, с какой скоростью ты там двигаешься) ты подойдешь
к нашей двери (вдохнув-выдохнув, вдохнув-выдохнув), откроешь ее своим ключом. И
войдешь в дом, неся на своей одежде, на своих руках, шее, груди чужой женский
запах (который с некоторых пор любишь). Войдешь (не почувствуешь подвоха) и на
секунду представишь, как начнешь свою исповедь с самой жестокой и по сути своей
бессмысленной фразы (обычно она произносится со скорбным выражением лица): «Нам
нужно серьезно поговорить». А потом – «Дело не в тебе, дело во мне» (дело в
ней). Да, именно эти пошлые штампы ты, журналист со стажем и писатель в душе,
соберешься произнести. Но не произнесешь.
Так как подвох, наконец, заметишь. Ты не увидишь меня – встречающую тебя
(как было много лет подряд). Испугаешься (пару минут назад ты собирался меня
бросить, а теперь вот начинаешь за меня волноваться – странности человеческой
натуры). Испугаешься и пойдешь меня искать. Я сокращу твои волнения и не стану
предполагать, что скачала ты кинешься в гостиную, потом – в спальню, еще – на
кухню, потом десять раз позвонить мне на мобильный (ты серьезно решил
прекратить наши отношения), после ты будешь обзванивать по очереди всех моих
подруг, а не найдя меня у них, перейдешь к номерам больниц и моргов. Нет. Не
так. Ты сразу направишься в ванную комнату. Войдешь в нее и увидишь, что ты –
свободен. Да, я не стану тебя мучить, а ты не станешь мучить меня. А что дальше
– ты тихо закроешь за собой дверь или в истерике будешь вызывать скорую –
неважно. Дальше – уже другая история. А у этой, неинтересной, непременно будет
такой конец.
Хотя,
быть может…
Ты
вбежишь в кабину лифта, нервно глядя на часы. Первый-второй-третий, еще
чуть-чуть, и ты у нашей двери. Настойчиво (но вроде непринужденно) позвонишь.
Никто не откроет. По твоему лицу скользнет раздражение, которое ты поспешно
спрячешь, как только откроешь дверь своим ключом. И войдешь в наш дом, неся с
собой цветы и запах другой женщины. Ты соберешься рассказать мне о том, что дел
невпроворот, что работаешь за троих («Ну пойми же, начальник ждать не будет», –
сначала пытаешься уговорить. А потом с криком: «Для тебя же стараюсь! Я один в
этой семье работаю!»). Ты злишься уже от одной мысли, что я посмею не поверить,
возразить. Но я не возражу. А ты сначала даже не поймешь, почему я молчу. А
когда поймешь, быть может, тебя даже начнут мучить угрызения совести. Я не хочу
думать о том, что ты испытаешь облегчение, войдя в ванную комнату, которую вряд
ли еще будут использовать по назначению.
Но
время неумолимо движется к вечеру, а я все лежу на холодном и теперь уже липком
кафеле и жду твоего возвращения (эта встреча будет нашей последней, а последняя
важна так же, как и первая).
Ты
открываешь дверь своим ключом. И входишь в испуганный смертью дом. Ощущение
нависшей катастрофы перебивает запах чужой женщины. А запаха цветов и вовсе нет
– ты пришел без них, а значит, собирался уходить от меня. И ты уходишь, по
одной только тишине догадавшись, что случилось. Ты не пытаешься меня спасти,
сдавить мою грудную клетку (говорят, что
порой искусственную вентиляцию легких делают с такой силой, что ломают ребра,
мои же останутся целыми – высшая степень ненужности). Ты даже не пытаешься
посмотреть на меня в последний раз – сегодняшний день лишил метафору «мертвый
груз» переносного значения – только и всего. Впрочем, ты, наверное, знаешь, что
я ждала тебя каждую секунду своей жизни. Я ждала тебя и каждую секунду своей
смерти. А теперь ждать стало нечего, и застывшее положение на холодном кафеле
перестало быть неудобным. Все вокруг перестало быть, когда…
Дверь
за тобой бесшумно закрылась. Лифт бесшумно спустил тебя на первый этаж. А
промозглая весна бесшумно пробралась за воротник, как только ты покинул стены
дома. Пробралась и обвила твою шею влажными тонкими пальцами. Я отчетливо вижу,
как ты съеживаешься от ее прикосновений – простуда страшит куда сильнее, чем
потеря близкого человека. Это и неудивительно – температура укладывает нас в
постель, путает все планы, а одиночество же (в нем свобода) развязывает руки и
позволяет идти вперед налегке (ведь багаж остался в ванной). Впрочем, это
совсем не про тебя – твой груз (а может быть, и тяжкий крест) ждет тебя сейчас
на другом конце города.
И ты
садишься в трамвай, все еще пытаясь стряхнуть с плеч суку-весну. Она цепляется
когтями, не дает согреться, стекает талой водой по позвоночнику и пробирается
прохладой в каждую клеточку твоего тела. Ты начинаешь думать о том, почему
никто не догадается сделать трамваи разными по уровню комфорта. Как пункты
общественного питания: дешевые столовые с неудобными, чаще пластмассовыми
стульями, кафе, которые могут себе позволить люди среднего достатка, и
рестораны для особого случая. Сейчас бы ты обязательно позволил себе заплатить
чуть больше, чем стоит компот и гречка, зашел бы в трамвай-кафе и утонул в
уютном кресле, укрывшись клетчатым пледом. Ты бы успел согреться за те
четырнадцать остановок, которые разделяли тебя и твою любимую женщину, и
приехал бы к ней отдохнувшим и абсолютно счастливым (уже и забывшим обо мне).
Но по городу ходят только трамваи-столовые. И тебе ничего не остается делать,
кроме того, как неохотно и даже брезгливо садиться на жесткое сидение. Ты
опускаешься и пробуешь потянуться, чтобы расслабить замерзшее тело. А в это
время человек, сидящий за тобой, вынимает откуда-то отвертку (точно такую же,
как у моего отца, с очень длинным стержнем и выцветшей фиолетовой ручкой). Он
просовывает ее сначала между деревянными планками спинки твоего сидения, потом
– между твоими ребрами. Конечно же, он хочет попасть в сердце, но сложно сказать,
удается ли ему это. Скорее всего удается, ведь вряд ли такие, как он,
промахиваются. А ты недоуменно вздрагиваешь, инстинктивно выпрямляешься, но
силы неизменно вытекают из маленького отверстия на спине. Весна недовольно
шипит на твоей шее, выгибается кошкой и отпрыгивает в конец салона.
А твоя
женщина все еще ждет тебя в своей маленькой квартире на другом конце города.
Она знает, что сегодня ты навсегда покончишь со своей прежней жизнью и начнешь
новую, счастливую – с ней в маленькой квартире на другом конце города. Я бы,
конечно, хотела сейчас посылать проклятия в ее адрес, но у меня не получается.
А все потому, что ненавидеть можно либо что-то очень плохое (из отвращения),
либо что-то очень хорошее (из зависти). А твоя женщина – совсем обычная: обесцвечивает
волосы, считает, что хорошо выглядеть можно только в шубе и чулках, и – чтобы
не ушел к другой (к родной) – встречает тебя каждый раз в пеньюаре. Я не знала
этого простого секрета обольщения, ходила в свитерах и шерстяных носках (мечтая
о свободе выбора). А она в это время отглаживала шелк и примеряла кружево
(выбирая между фиолетовым и розовым). А перед тем, как надеть кружево,
неизменно принимала долгие ванны. Сегодня даже решила добавить роскоши в
обычную подготовку к свиданию. Лежала неподвижно и расслаблено в пене горячей
ванны и пила из большого бокала красное вино. Она очень ждала тебя и
настраивалась на встречу. Но, разумеется, встрече не суждено случиться –
сегодня все они непременно срываются. Впрочем, она об этом еще не знает, ждет тебя
и пьет вино. А вода под толстым слоем мыльной пены начинает темнеть и бурлить.
Но вино притупляет бдительность, и твоя женщина не замечает вовремя, что по ее
ногам уже вьются холодные щупальцы, наверное, осьминога. Он утягивает ее в
пучину вод, и ей остается надеяться только на то, что они уплывут вместе
куда-нибудь в тропические моря. В живописных глубинах умирать куда приятнее,
чем на дне чугунной ванной. И вроде бы тонуть совсем не страшно (потому что
откуда бы осьминог взялся в обычной ванне – все это фантастика, а в фантастику
мы упорно не верим, даже в те моменты, когда она лишает нас жизни). Да, совсем
не страшно, но руки все равно сводит судорогой. Твоя женщина роняет бокал на
белый кафель. Он разбивается – красное на белом.
|