Валерий Калита
ПОСЛЕДНИЙ
ВОПРОС
Дэвис был не
просто отличным пианистом, – он был поистине талантлив в сфере Великой музыки.
Сидя за роялем, на своей загородной вилле, вдали от гула больших городов,
музыкант готовился к очередному международному фортепианному конкурсу.
Инструмент
стоял в зале, расположенном на втором этаже, недалеко от раскрытого окна, за
которым благоухал весенней свежестью обширный сад. Вокруг рояля ленивой
поступью вышагивал серый персидский кот по прозвищу Кэтч. Больше в доме в тот день никого не было.
Родственники и
друзья Дэвиса раз и навсегда осознали, что нарушать его уединение в финальный
период подготовки к выступлению просто немыслимо и не докучали даже телефонными
звонками.
Настроение у
будущего конкурсанта было чудесным в самом полном смысле этого слова, - таким,
какое возможно лишь в том случае, если всё получается на сто процентов именно
так, как тебе хочется.
Волны
прекрасной музыки, рождавшиеся от прикосновений его пальцев к клавиатуре, не
умещались в четырёх стенах и выплёскивались через раскрытое окно, где сливались
воедино с лёгким щебетом птиц, ликующих по-поводу прихода долгожданной весны.
Отрешившись от
материального мира, Дэвис ощущал себя одновременно и творцом волшебных звуков, и в то же время как
бы существом, вбирающим их животворную силу, а затем снова преобразующим её в
новое звучание.
Внезапно,
умиротворённое состояние игравшего было грубо нарушено, и руки пианиста
застыли, даже не завершив очередную музыкальную фразу. Причиной тому, был ...
кот, который, издавая какие-то немыслимые утробные звуки, вдруг плотно прижался
к его ногам.
Это оказалось
в высшей степени неожиданным, так как Кэтч, уже не молодой и принятый в дом ещё
котёнком, всегда отличался спокойным, покладистым нравом.
Округлившиеся
глаза животного, выражавшие нечто близкое к человеческому понятию "ужас”
смотрели в сторону окна.
Дэвис
обернулся, и невольно вздрогнул, – возле подоконника стоял незнакомый человек.
Судя по реакции кота, можно было предположить, что незнакомец попал в
помещение, не иначе, как влетев сюда из сада.
Это был
мужчина среднего роста, хрупкого телосложения с коротко постриженными тёмными
волосами. Одет он был в белую рубашку с длинным рукавом и брюки салатового
цвета, чуть прикрывающие светлые сандалии.
Карие глаза
визитёра выражали дружелюбие, подчёркнутое лёгкой полуулыбкой тонких губ.
На первый
взгляд, появившийся субъект, был вполне обычным, но почему-то казалось, что,
касаясь обувью пола, он не оказывает на него никакого давления и как-бы парит в
воздухе.
-
Здравствуйте, – сказал неизвестный излишне чётко выговаривая слова, – извините за непрошенное вторжение, но для
меня этот визит крайне важен.
- Предваряя
ваш естественный вопрос, – отвечу, – я тот, кого в здешнем мире принято
называть инопланетянами, либо пришельцами из космоса и тому подобное. Но не
пугайтесь, – я не причиню вам вреда.
Дэвис,
ошарашенный услышанным, постарался взять себя в руки. Это удалось ему не без
труда. Но всё же мозг музыканта, почему-то, независимо ни от чего, сигналил,
что представившемуся посланником других миров можно верить.
- Не буду
вдаваться в подробности, - продолжил явившийся извне, - как я попал именно к
вам, - здесь были использованы некоторые мои навигационные способности, которые
уровень знаний обитателей планеты Земля ещё не позволяет осмыслить, - замечу
лишь, что действовал я целенаправленно.
- Что вам
угодно? – выдавил из себя Дэвис.
- Я провёл
около года на вашей планете и уже завершаю миссию по её изучению, - сообщил
космический странник, - уровень развития земной цивилизации и механизмы
функционирования человеческих сообществ, населяющих Землю, мне понятны. Остался
не разработанным лишь один вопрос, связанный с чувственным восприятием
человеческими индивидами материальных объектов и воздействий механического
характера, что практически одно и то же. Это касается, главным образом,
необычной сферы, называемой вами Искусством.
- Я не совсем
понял, чем могу здесь помочь? – с долей удивления в голосе вопросил пианист.
- Если
рассматривать эту тему в контексте воздействия, к примеру, музыки на человека,
- пояснил гуманоид, - то мне не понятно, как может одно и то же музыкальное
произведение, исполняемое разными людьми, или почти не оказывать какого-либо
влияния на слушателей, или вызывать у них сильнейшую ответную реакцию, которая
способна выразиться даже в слёзовыделении, что я неоднократно наблюдал на
Земле.
- Проясните
для меня, пожалуйста, как могут звуки, которые рождаются при игре на рояле,
образуясь посредством группы механических воздействий, – удар пальцев по
клавишам, передача импульса через систему рычагов к молоточкам, в свою очередь
ударяющим по струнам, как они могут, в конечном счёте, производить столь
различный эффект?
Дэвис встал, и
несколько раз прошёлся по комнате.
- Мне трудно
ответить на ваш вопрос, - наконец задумчиво вымолвил он, - скажу лишь
следующее: вы правы, одно и то же произведение можно сыграть как чисто
механически, и тогда оно не вызовет каких-либо эмоций, так и, как мы говорим,
"с душой”, что в большинстве случаев окажет совершенно противоположное
воздействие на слушателей.
- Вот и разъясните мне, что же это такое –
"душа”? - подхватил пришелец.
- Слишком
сложно объяснить, что означает слово "душа”, если вашей цивилизации такое понятие не знакомо, -
произнёс музыкант. Даже у нас в словарях
нет его однозначной трактовки. По одному из многих определений, – "душа” есть
"особая нематериальная субстанция”. А вы ведь хотите знать, как это
нематериальное может возрождаться через вполне материальную механику –
механические процессы и звуковые волны, – вот в чём вопрос?
- Совершенно
верно, – подтвердил необычный собеседник, – но если это сделать столь
затруднительно, – не буду вас мучить. Я думаю, что должен проконсультироваться
с нашим "Ведущим Центром” о характере своих дальнейших действий ... Мне нужно
ненадолго перемеситься на открытое пространство, чтобы без ущерба для вашего
здоровья осуществить связь, - сказал мужчина, и бесшумно оторвавшись от пола,
вылетел в окно.
Вскоре он
появился вновь, и довёл до сведения хозяина дома, что сеанс связи прошёл
успешно и, после консультаций, ему дистанционным способом включили чувственное
восприятие, которое в Их мире блокировалось с момента рождения, чтобы не
вызывать излишнюю деформацию организма в особо сложных ситуациях и тем самым
способствовать максимальной долговечности инопланетян.
"Центр” лишь
предупредил, что использовать восприятие можно только ограниченный период
времени и исследователь Земли должен его лично отключить в любой момент, но
обязательно до перехода телом "критической массы”, чтобы оно могло вновь
восстановиться после огромных энергетических потерь связанных с выполнением
данной функции.
- Я намерен
произвести собственный анализ процесса воздействия музыки на объект, обладающий
чувственным восприятием, - известил гость. Не могли бы вы поиграть что-нибудь
по своему усмотрению?
Дэвис чуть
улыбнулся и произнёс:
- Пожалуйста,
мне это тоже будет весьма интересно.
Затем он
заиграл попурри из любимых мелодий, а "объект восприятия”, примостившись на
краешке подоконника, приготовился осуществить то, что он назвал "анализом процесса
воздействия”.
Снова звуки
заполнили комнату, - невесомые и свободные, заряженные неистощимой энергией
души Музыканта, казалось передающие её воздействие всему окружающему.
Дэвис играл
довольно долго, и ему не хотелось прерывать свой порыв, усиленный новым
чувством общения с представителем внеземной цивилизации.
Кот тем
временем, очевидно несколько успокоившись, развалился на полу рядом со стулом,
на котором сидел пианист, но всё же зорко поглядывал в сторону "летуна”.
Если бы Дэвис
в это время смог чудом лицезреть глазами кота, он бы заметил, что с какого-то
момента его единственный слушатель медленно начал уменьшаться в размерах, будто
сдуваясь, словно проколотая резиновая кукла, затем процесс резко ускорился и
кот в изумлении даже привстал, а неведомое тело, к очередному ужасу Кэтча, в какой-то миг просто
растворилось в сладковатом воздухе, напоённом ароматом весны.
Но Музыкант,
конечно, этого не видел и вдохновенно продолжал играть ...
За миллионы
километров от Земли, на пульте "Ведущего Центра по изучению внешних
цивилизаций” высветилось тревожное сообщение: исследователь 1002 дематериализовался; причина – неспособность
отключить чувственное восприятие ввиду экстремального эмоционального
воздействия.
|