Ты последнюю ставишь точку, Выткав сказку при лунном свете. Ты счастливо ее окончил − Чтоб не плакали ночью дети, Только кто-то свечу уронит И десяток страниц забелит: Есть такие, кто точно помнит, Как все было на самом деле...
Канцлер Ги «Страшная сказка»
Последние прохожие спешили домой по заснеженным улицам города, торопливо минуя сугробы, всё ещё продолжавшие расти. Было холодно, и люди зябко кутались в шубы, поднимали пушистые вороты, прятали руки в карманы и муфты. Лошади послушно тянули за собой экипажи, и вокруг их морд клубился белый пар. Извозчики, тоже промёрзшие и уставшие, погоняли своих лошадок, часто бранились, чтобы спустя минуту исчезнуть под густой снежной завесой. Снежные хлопья затевали в небе причудливый танец, перешёптывались между собой, и было во всём этом что-то правильное и таинственное. Вот только прохожие не замечали их странного ритуала − спешили куда-то по своим делам, воспринимая этот необычный снег как данность. На улице, пожалуй, только куклы в витрине магазина могли по достоинству оценить хоровод снежных хлопьев. Уютно устроившись в своих салонах, украшенных кружевами, яркими картинками, искусно сделанной мебелью и крошечной посудой, они делали вид, что заняты своими кукольными делами. Тоненькие фарфоровые ручки замерли на половине движения, удерживая кофейные чашки и изысканные веера, а стеклянные глаза внимательно смотрели в небо, ожидая, когда же случится чудо, и они по-настоящему оживут. Примерно того же самого ждали куклы в прозрачном шкафу в одной из празднично убранных гостиных города. Женщина с бледным изможденным лицом сидела напротив шкафа и смотрела уставшими глазами прямо на них. Неподвижно и не отводя взгляд она сидела уже давно, от чего глаза стали болеть и слезиться − настоящие слёзы литься уже не могли. Почти высохшие дорожки слёз делили красивое лицо женщины на три части, но вытирать их она не спешила вопреки приличиям. Её волосы были растрёпаны, а платье помятым, что совсем не подобало женщинам её круга, но этикет её больше не заботил. Боль и безысходность поселились в когда-то красивых глазах. Женщину окружала пёстрая новогодняя мишура, стеклянные шары и запах ели, так не идущие её отчаянию, но распорядиться вынести рождественское дерево не было сил. А ещё в глубине души она верила, что уже скоро распахнутся двери спальни, и звонкий смех наполнит дом, как это было несколькими днями раньше, под Рождество. Отрывочное яркое воспоминание, ворвавшееся в затуманенный мозг, заставило наводниться два пересохших было ручья на её лице. Вот Мари замирает возле ёлки, вот её глаза загораются счастьем и неподдельным восторгом и вот она уже кружится в танце… А потом, будто издали, слышится звон стекла и крик её, матери, после чего свет во всём мире гаснет. Тогда женщина стала молиться. В очередной раз забывая слова молитвы и сбиваясь, она обращалась уже не к Богу, а к небу, ветру, снегу, забытым духам и идолам, жившим всё это время в глубине сознания… Она была готова просить у кого угодно − лишь бы этот кто-то исполнил её желание. Куклы в стеклянном шкафу смотрели с горечью и пониманием. Тихо открылась дверь (точь-в-точь как в мечтах женщины!), но оттуда вылетел не звонкий детский смех, а резкий запах настоек и лекарств. Приземистый хорошо выбритый мужчина с моноклем на правом глазу прикрыл за собой дверь и побрёл к женщине. Та резко поднялась со стула, но не удержалась на ногах и снова поспешила сесть. − Что вы, что вы, зачем так резко, − мужчина с моноклем проявил неожиданную прыть, поддерживая ещё более бледную женщину. − Вам сейчас нельзя ни терять сознание, ни болеть. Вы ей нужны. − Как она? − дрожащим голосом спросила женщина. Пересохшие губы не хотели двигаться, от чего голос звучал совсем тихо. − Не буду скрывать, − мужчина потупил взгляд. − Её состояние ухудшилось. Но мы сделали всё возможное. Рана не глубока, но крови она потеряла много. Вдобавок инфекция распространилась дальше по организму. У девочки очень высокий жар, но она борется. Теперь всё зависит от неё… Женщина с шумом втянула воздух и закрыла лицо руками. Её плечи сотрясали беззвучные рыдания − плакать в голос уже не было сил. *** В этот вечер дом замер необычно рано. Стены, книжные шкафы, картины в тяжёлых рамах, даже новогоднюю ёлку − всё окутывал туман боли и отчаяния. Даже куклы и оловянные солдатики в шкафу, казалось, склонили головы в охватившей всех печали. И может потому, что в доме всё было мертвенно тихо, неосторожный звук в углу комнаты со стеклянным шкафом показался резким и неприятным. В темноте что-то зашевелилось и, скрипя тонкими коготками задвигалось к центру комнаты. Скользя по натёртому паркету своими крохотными лапками, к стеклянному шкафу приближалась мышь. Возле прозрачной дверцы она вытянулась на задних лапах и стала пристально вглядываться в игрушечную пестроту кукол, гусар и деревянных домиков, а потом, недовольно покрутив усами, побежала дальше. Мышь ощущала себя настоящей хозяйкой. Сунула нос во все шкафы, обежала вокруг каждого стула, по скатерти взобралась на стол и обнюхала вазу с фруктами − но не еда сейчас интересовала разведчицу. Очень скоро зоркие глазки-бусинки уловили в темноте то, что так долго искала мышь. Хвостатая издала победный писк и поспешила сбежать со стола, а потом скрыться в щели между стеной и полом. …Лишь только тогда он позволил себе пошевелиться… Маленький и смешной, он был жалок даже в своих собственных глазах. Когда-то юный красавец. Сейчас − детская игрушка, забавный уродец с большим ртом. Щелкунчику было стыдно за свою трусость − очень хотелось очертя голову броситься на хвостатую шпионку и задушить её собственными руками, но здравый смысл брал верх − без сабли бросаться на врага было равно самоубийству. Поэтому пришлось наступить на горло своей гордости и отсрочить момент битвы − всё равно его главный враг − не мышь-разведчик, а семиголовый Король. У Щелкунчика ещё было немного времени, чтобы раздобыть оружие. Шевелиться в последнее время становилось всё сложнее и сложнее. Он догадывался, почему так происходит, но старался не думать об этом. Сперва выжить и отомстить, а потом молиться − за спасение Её жизни. Большего он сделать не мог. Возможно, могли бы помочь волшебники, тёмные и светлые чародеи, но для того, чтобы их позвать, было необходимо выбраться из дома, а все выходы ночью надёжно охранялись стражей Мышиного Короля. Поэтому над кроватью больной пока колдовали врачи, оставляя за Щелкунчиком право наблюдать с каминной полки за происходящим. В случившемся он видел свою вину, но сейчас нужно было действовать, а не винить себя. Дверца шкафа была тяжела, и открыть её самостоятельно не получилось. Тогда Щелкунчик постучал по стенке − внутри было тихо. Значит дела совсем плохи. Осмотревшись вокруг, Щелкунчик заметил у самой стены длинный и тонкий осколок стекла − видимо служанка не заметила его, когда прибирала остатки разбившейся дверцы. Такой вполне мог сойти за саблю. Держать в руках осколок стекла, а тем более доверять ему свою жизнь, было горько и обидно − его собрат, составлявший с ним стеклянную дверь шкафа, нанёс роковую рану Мари. Теперь же Щелкунчик всеми силами просил равнодушное стекло не треснуть в самый ответственны момент. Вокруг было тихо. В шкафу ни единого признака жизни. В комнате − ни единого признака мышей. Тогда Щелкунчик поддался уже давно донимавшему его желанию и зашагал в сторону комнаты девочки. По человеческим меркам комната была обычной, но для коротконогого Щелкунчика пересечь её было настоящим испытанием. Дверь была прикрыта не полностью, и на пол падал тонкий и тусклый луч ночника. В этом неярком свете Щелкунчику удалось разглядеть детскую кровать, стол с рядом медицинских склянок и коробочек с порошками и бледное лицо Мари. У маленького человечка сжалось сердце от боли и отчаяния, а на глаза навернулись слёзы. Ноги и руки вдруг совсем ослабели, и холодная, но неотвратимая мысль червём-древоточцем впилась в голову и больше не отпускала. Раздался тихий щелчок, заскрипел старый механизм, и высокие напольные часы стали бить полночь. Гулкий низкий звук вырвался из деревянного короба, промчался по комнате и полетел по остальному дому. Так же мелодично и громко запели часы в окрестных домах, а куранты на городской башне заиграли затейливую мелодию. Но бой всех этих колоколов и механизмов почему-то был зловещим в эту ночь, будто за ней больше не насупит ни рассвет, ни новый день. За спиной послышался мерзкий стук мышиных коготков, и Щелкунчик крепко сжал в руке осколок стекла, заменивший ему саблю. Если в мире есть добрые духи, дарящие детям чудеса, то сейчас было самое время молить их о таком чуде. Щелкунчик привалился спиной к двери и с тихим стуком закрыл её. Свой последний рубеж он будет защищать всеми силами. Посреди комнаты стоял Мышиный Король. Все семь голов пристально смотрели на Щелкунчика, и все семь клыкастых глоток скалились в презрительной усмешке. − Здравствуй, тот, кто когда-то был человеком, − произнесла одна из мышиных голов. Маленький человечек не отвечал − лишь крепче прижимался спиной к двери. − Ты помнишь мою мать? − продолжал Король, наступая на Щелкунчика. − Помнишь, как ты раздавил её голову своим каблуком, осиротив меня, весь мой народ? Это не высокие слова, Щелкун, поверь. Ах, конечно, у тебя не было времени замечать такие пустяки: сперва ты отсчитывал шаги, пятясь назад, и уже наверняка представлял себя мужем принцессы. А потом ты был слишком напуган, когда тебя постигло предсмертное проклятие моей матери… Всё было так, Щелкун? Я достаточно освежил твою память? − Мой грех – только мой, − процедил наконец он сквозь зубы. − Но зачем сейчас ты мстишь ребёнку? − А затем, чтобы ты испытал всё то отчаяние, которое испытал я, когда хоронил свою мать! − вскричал Мышиный Король. − Теперь ты будешь страдать, как страдал я, когда девочка умрёт. Правда, длиться это будет недолго, потому как скоро умрёшь и ты! Я лично смочил её рану мышиным ядом, который тут же разнёсся по её телу. Так что теперь мы квиты. Щелкунчик сжал саблю так сильно, что острые края впились в маленькие пальчики. Лютая ненависть, боль, отчаяние, гнев перемешались в маленьком сердечке Щелкунчика. Он скрипнул зубами, и поднимая саблю, шагнул вперёд. − Взвод, стройся! Артиллерия к бою! − громогласно скомандовал он, призывая свои войска. Но в стеклянном шкафу всё оставалось тихо. Даже из противоположного конца комнаты Щелкунчик видел, как пошевелились было его солдаты, но замерли на половине движения; как их серьёзные и мужественные лица исказил страх, а потом страх сменился безразличным, совершенно неживым выражением; и только что рвавшиеся в бой воины один за одним превращались в неповоротливые игрушки. Тогда Щелкунчик застонал − не от разочарования и нахлынувшего предчувствия скорой смерти − от осознания того, что умерла его принцесса, и магия её веры, творившая чудеса и оживлявшая всё кукольное королевство, иссякла вместе с её жизнью. Тишина за дверью была жестокой и пугающей, и как Щелкунчик ни старался, он больше не мог различить за дверью ни дыхания, ни сердцебиения. Помощи можно было не ждать – вся его гвардия замерла с каменными лицами в шкафу − он оставался один. − Вот и всё, − выдохнул Мышиный Король. − Закончилась твоя сказка. И тишину разорвал на части мерзкий звук постукивания сотен мышиных лапок. Они лезли, казалось, отовсюду − из-за плинтусов, из-за отслоившихся обоев, из щелей и даже из-за карнизов у потолка. Безграничная, как море, серая масса. Несчётная армия тонких хвостов, когтистых лапок, серых шкур и чёрных глаз. Уже очень скоро мышиная армия заполонила половину комнаты, превратив её в волнующийся живой океан. А крысы всё прибывали и прибывали, беря в кольцо отважного Щелкунчика. Уже не было видно ни паркетного пола, ни ковра; в серой армии нельзя было различить Мышиного Короля, и волнующееся кольцо сомкнулось над единственным островком спокойствия, в центре которого стоял Щелкунчик. В скупом свете ночи ещё блестела стеклянная сабля, обагряя пол вокруг крупными каплями мышиной крови, но скоро и эти проблески исчезли под набежавшими серыми волнами. Единственными звуками в комнате стали цокот мышиных коготков и размеренное тиканье напольных часов. *** Ночную тишину сменили стон, плач и рыдания, когда домочадцы проснулись. И никто не заметил валявшуюся за дверью изгрызенную и переломанную игрушку с осколком стекла в одеревеневшей руке.
Идея хотя бы в том, что в жизни далеко не так, как в сказках. Мир жесток, а сказки - лишь обман, призванный успокаивать людей. Сразу оговорюсь - такая идея мне далека; в жизни и так много мрачняка, чтоб пихать его еще и в сказки. Так что, на мой взгляд, этот рассказ на новогоднюю сказку никак не тянет. Еще одна идея в том, что Добро и Зло не однородны, они имеют две стороны. Однажды встретил такое высказывание: "Добро всегда побеждает зло. Кто победил - тот и добрый". Если посмотреть на "Страшную сказку" под другим углом, то с мышиной точки зрения жизнь человеческого детеныша - достойная цена за жизнь родной матери (пусть даже это мать Мышиного короля, но мы то сейчас и пытаемся понять его позицию). Зверски убитая Королева, повелительница мышиного народа и родная мать в одном лице, то есть морде, нуждается в отмщении, и по мышиным меркам именно король предстает положительным героем. Для мышиного народа он - Добро. Мы этого не понимаем и не приемлем, потому что мы люди, а мыши для нас - всего лишь вредители. А попробуйте хоть на секунду посмотреть на нас, людей, мышиными глазами Но повторюсь - я не поддерживаю мышей, лишь пытаюсь отстраненно посмотреть на изложенную ситуацию Тут в комменте выше уже упоминали, что история вышла слишком слезливой. Меня это тоже немного покоробило, но я не придал этому особого значения. Хотя действительно, если на страницах произведения описываются целые реки слез, причем у нескольких персонажей, то это далеко не всегда может задеть душу читателя. И чем больше концентрация слез и меньше объем текста, тем это сильнее вызывает обратный эффект, начинает отталкивать. Правда, как по мне, эта концентрация достигла максимума, но не была превышена - меня это не оттолкнуло, я спокойно дочитал до конца. Вызвать нужный эффект у читателя можно и другими способами. Не обязательно давать прямые указания на внешние признаки и описывать процесс слёзопускания.
"Почти высохшие дорожки слёз делили красивое лицо женщины на три части". Вроде бы правильное предложение, понятно, что имелось в виду, но все равно почему-то зацепило взгляд это "три части". А как же лоб? Такое ощущение, что эти дорожки начинались от линии волос и шли вниз через все лицо, включая лоб (который вроде бы тоже входит в общее понятие лица). Или же у не была длинная челка, которая его скрывала? Тогда всё понятно. "Её волосы были растрёпаны, а платье помятым, что совсем не подобало женщинам её круга, но этикет её больше не заботил." Три повтора в одном предложении "её". "Растрепаны" и "помятым" - разные словоформы, плохо сочетаются. Можно написать "растрепаны" и "помято" или же "растрепаными" и "помятым". "Женщину окружала пёстрая новогодняя мишура, стеклянные шары и запах ели". Запах окружал, так же как мишура и шары. Запах материален? Идет объединение разнокатегорийных понятий. В начале пишется, что ее глаза плакать по настоящему уже не могли, а потом упоминается, что воспоминание "заставило наводниться два пересохших было ручья на её лице". Неувязочка получается. "Стены, книжные шкафы, картины в тяжёлых рамах, даже новогоднюю ёлку − всё окутывал туман боли и отчаяния." Не представляю себе, как можно окутывать плоскую стену. Ладно картины - они висят выпукло на стене, туман (пусть даже не настоящий, а туман отчаяния) может обвиться вокруг рам. Но стены... Моего воображения на это не хватает. На стены он может только осесть, покрыть их или налипнуть. "В темноте что-то зашевелилось и, скрипя тонкими коготками задвигалось к центру комнаты." Нужна запятая после "коготками." "У маленького человечка сжалось сердце от боли и отчаяния, а на глаза навернулись слёзы." Слезы у деревянной игрушки?! Сердце? Ладно, сердце можно понять в нематериальном смысле. А слезы? Что-то я не пойму, в каком виде Щелкунчик бродил по комнате - человеческом или деревянном. Даже специально перечитал кусок текста: "Сейчас − детская игрушка, забавный уродец с большим ртом." Т.е. он с самого начала повествования был деревяным. В таком случае немного неуместно смотрится последнее предложение: "И никто не заметил валявшуюся за дверью изгрызенную и переломанную игрушку с осколком стекла в одеревеневшей руке.". Создается впечатление, что он одеревенел после смерти. Может лучше написать "в деревянной руке" чтоб не было логических неувязок? "холодная, но неотвратимая мысль червём-древоточцем впилась в голову и больше не отпускала." По отношению к деревянному Щелкунчику отлично придуманное сравнение! Очень образное и к месту, мне понравилось! "Уже очень скоро мышиная армия заполонила половину комнаты, превратив её в волнующийся живой океан. А крысы всё прибывали и прибывали, беря в кольцо отважного Щелкунчика." Так это были крысы или мыши? Все таки это разные виды грызунов.
В целом ощущение от рассказа двойственное. С одной стороны текст хорошо написан (не считая указанных мной исключений), прочиталось легко и гладко, идея понятна. Но после прочтения остался неприятный осадок. Согласен с Ланой, что таким образом можно "попастись" на любой известной сказке и рассказать "как было на самом деле". Гораздо сложнее, но интересней и почетней сделать что-то самому. Автор хорошо, красиво пишет, потому очень хотелось бы увидеть новые произведения, порожденные ее собственной фантазией, а не вдохновленные уже существующими произведениями.
Ну, хоть кому-то "идея понятна". А я, например, так и не поняла, что и, главное, зачем сказал автор... Что зло непобедимо? По тексту - как по мне, слишком "по-женски" написано, для боли и горя не обязательно ведра слез изображать.
В порядке стеба: можно еще написать про золушку, которой вдруг не подошла туфля и она покончила с собой (а за ней принц и король тоже), про дюймовочку, которую все-таки выдали за крота и не видать ей теперь солнышка, а еще про русалочку (хотя куда уж грустнее!), которая таки зарезала принца, а потом вдруг стала толстой жабой или рыбой пучеглазой. К черту счастливые концовки! Жизнь отвратительна!
не-не-не туфелька золушки подойдёт другой девушке, которая будет серым кардиналом и со временем станет тираном и установит в королевстве тоталитарный режим, где любого будут карать за мыслепреступления.
Это мало похоже на рассказ. Скорее, часть повести - кульминация истории о Щелкуне. Постмодерновое произведение. По тексту: "чтобы спустя минуту исчезнуть ПОД густой снежной завесой". Правильно "ЗА густой снежной завесой".
М-да... Новый годик, однако... Что-то мы все, кроме Сусуева, в "веселуху" ударились. Впрочем, кто б говорил. Скоро свое выложу, не менее "жизнерадостное". Кстати, Щелкун - прозвище одного из персонажей российского сериала "Апостол".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]