Аффтар жжот – Нынешняя массовая культура зациклена на обилии спецэффектов, насилии, сексе. По-моему, нужно обсуждать не плотность компьютерной графики на квадратный сантиметр голимой экранки, прошу простить за выражение, а тему, проблематику, идею произведения, в конце концов! Рассерженная девочка в чёрном платье замолчала. Григорий Зигмундович задумчиво почесал ногу, проследил взглядом за полётом надоедливой мухи, проникшей в класс, очевидно, чтобы постоянно сбивать его с мысли, и одёрнул задравшуюся брючину. – Вы закончили? – осведомился он у мрачной ученицы. – Тогда садитесь. – Муха продолжала невозмутимо жужжать прямо перед носом Григория Зигмундовича, не пугаясь даже классного журнала, к которому потянулась сухая учительская рука. Нет, это невыносимо! За дихлофосом сбегать, что ли? Учитель торопливо встал, прошёлся у доски, опираясь на трость. Обвёл мутными глазами многочисленных учеников. – Ваши недавние сочинения меня неприятно удивили, молодые люди, – произнёс он печально. – Особенно ваше, уважаемый Яков Камертон. – Белобрысый паренёк перестал играть маленьким игрушечным роботом, потрясённый словами учителя. – От кого-кого, а от вас, круглого, можно сказать, отличника, я такого не ожидал, Яша. Ваши сочинения, как бы так помягче выразиться, переполняют сердце моё тоской и вынуждают повторить пройденный материал. Стёпочка, пожалуйста, напишите сегодняшнюю тему. Нет, не в тетради, на доске, Стёпочка. Очкастый Стёпочка немедленно принялся выполнять распоряжение. Плотоядно ухмылялся скелет динозавра, нарисованный у него на футболке. – Итак, тема урока: Тема, Проблематика, Идея произведения. Стёпочка, напомни, какую тему я задавал к написанию сочинений? – Природа роботехники, Григорий Зигмундович. – Правильно, Стёпочка. Твоё сочинение, пожалуй, наиболее подходит по данной теме, но о нём мы поговорим в следующий раз. Яша, а на какую тему писал ты? – Ну, так ведь в моей работе и роботы, и природа есть, – попробовал оправдаться Камертон. – Ах да, конечно! Роботы у тебя выписаны замечательно, природа ещё лучше. Однако, какой теме посвящено твоё… м-м… произведение? – Ну, знаете, наверное, любви и общечеловеческим ценностям. Я задумал такую вот необычную историю любви, знаете, чтоб послезливее. – Яша, прошу, не тупи, как главный герой твоего сочинения. Значит, основная тема – любовь. Хорошо. А почему ты решил, что тема – именно любовь? – Ну, там же любят друг друга двое людей. – Ага, людей. Скажи, Яша, ты зоофил? – паренёк перепугано вытаращился на учителя, затем энергично замотал головой. – Тогда остаётся предположить, что зоофилией страдает главный герой. М-да, оригинально. Как ты вообще задумывал сочинение, Яша? – Ну, знаете, я хотел написать хорошую, красивую историю любви, – оживился белобрысый. – Руководствовался я, кстати, вашими наставлениями, Григорий Зигмундович. История должна быть необычной и всё в таком духе. В общем, так. Земляне прилетают на планету, чтобы добывать ресурсы. – Да, необычно, – протянул учитель. – Вот, – продолжал паренёк, – и там морпех влюбляется в инопланетянку. А с ними идёт война. В общем, солдат предаёт своих за любовь и начинает воевать с людьми. В конце он побеждает, хочет стать инопланетянином и жениться на инопланетянке. Григорий Зигмундович пожевал губами. – Оригинально, – промолвил он. – Хорошо, любовь так любовь. А синие великаны откуда? Как антиподы маленьких головастых зелёненьких человечков? Ладно, переходим к проблематике. Я так понимаю, именно выбор между синей полукошкой и людьми, представителями своей расы, является основой проблематики? – Нет! – искренне поразился непонятливости учителя паренёк. – Проблематика в другом! Проблема в том, что люди хотят добывать ресурсы на месте священного дерева местных инопланетян. – То есть, ты хочешь сказать, проблематика заключается в противостоянии людей и инопланетян? – Да, точно! Только берите выше! Проблематика – в противостоянии человека и природы! – Любопытно, Яша, любопытно. Ты же, вроде бы, раньше умел соображать, вон какие сочинения писал замечательные – про роботов, инопланетян, корабли. Извини, это так, мои мысли, не обращай внимания. Следовательно, инопланетяне олицетворяют собой природу, а люди – человека. Верно? – паренёк кивнул. – Отлично. Люди уничтожают природу. Однако, насколько я понял из сочинения, твои инопланетяне используют природу не хуже людей, просто у них нет знаний, позволяющих им использовать, допустим, технику. Кроме того, инопланетяне так же, как и люди, берут от природы, ничего не давая взамен. И психика их не отличается от человеческой, судя по твоему… м-м… произведению. Таким образом, инопланетяне уже противопоставили себя природе. Понимаешь, Яша? Ладно, перейдём к идее. – Идея простая, Григорий Зигмундович! Она в духовном развитии человека, поднятии его до уровня инопланетян, защищающих природу! – Даже не знаю, что ответить тебе, Яшенька. Инопланетяне не природу защищают, а свой дом, культуру, если угодно, которая и выделяет их из природы. Таким образом, твой морпех меняет шило на мыло, грубо выражаясь. Всеобщая война ради достижения цели – вот главная идея твоего сочинения, Яша. Камертон понуро опустил голову. «Всё равно, пиар – главное для произведения искусства», – думал он. «Чокнуться с этими детьми можно. Я либо стану принимать наркотики, либо стану врачом», – уныло думал Григорий Зигмундович Хата, почёсывая пробивающуюся щетину.
|