В субботу 19 мая Луганский клуб фантастики «Лугоземье»
собрался на очередное заседание. Видимо, заранее зная, что нашего председателя
– Валерия Богословского – на этот раз не будет, многие члены клуба нашли себе
на этот день другие занятия. Во всяком случае, траектория их передвижения по
городу не предусматривала пересечение с точкой «Областная библиотека имени
Горького». Тем не менее, собрание все же состоялось, обсуждение тем из повестки
дня было содержательным и заинтересованным.
Ирина Паршина
Начали члены клуба с вопроса об организованной преступности
в масштабах Галактики. Я думаю, вы понимаете, что имелась в виду не реальная
Вселенная, а миры, рожденные фантазией писателей-фантастов. Сергей Чебаненко и
Андрей Чернов выразили некоторое недоумение из-за того, что многие авторы,
описывая мир далекого будущего, механически переносят туда приметы настоящего
времени: бумажные деньги, громоздкие средства связи и т.п. Не исключение и
такое явление, как преступность. К примеру, в «Стальной крысе» Гарри Гаррисона
мир изображен как раз такой – что-то вроде большого гангстерского Чикаго, но
только со звездолетами.
Сергей Чебаненко
Нет, конечно, не исключено, что и в далеком будущем это
уродливый пережиток прошлого останется с человечеством. Но все же сомнительно,
что до этих далеких времен доживут примитивные «медвежатники» или «форточницы».
Задача писателя, наверное, как раз и состоит в том, чтобы попробовать
представить совершенно другой мир, где и добро и зло функционируют в совершенно
других условиях, но все равно остаются добром и злом.
В этом смысле интерес представляют фантастические детективы,
когда к классической тайне нераскрытого преступления добавляется фантастический
антураж. Удачным примером такого жанра является классическая повесть братьев
Стругацких «Отель у погибшего альпиниста».
Вторым пунктом программы значилось обсуждение творчества
Андрэ Нортон. Эта довольно известная американская писательница еще в юности,
планируя писать и издавать фантастические произведения, с соблюдением всех
юридических процедур взяла себе мужское имя.
Анатолий Грибанов и Вячеслав Гусаков
Увы, мир фантастики до сих пор консервативен, и женщине в
нем заработать в нем авторитет сложнее, чем мужчине. Есть даже такой термин
«женская фантастика» (наравне с «женской поэзией»), который часто используют с
пренебрежительным оттенком для не очень качественной литературы.
Что касается самой Нортон, то ее творчество не несет на себе
«родовых черт» именно женской прозы. Обычно считается, что женщины-фантасты в
большей степени склонны преувеличивать значение психологических переживаний
(терзаний) своих героев, а также всяких там любовей-морковей. Нет, Андрэ Нортон
чаще всего писала добротную приключенческую научную фантастику и фэнтези – в
лучших традициях романтиков XIX
века. В команде «Королевы Солнца» (первый роман этого цикла – «Саргассы в
космосе» – в переводе Стругацких стал первой публикацией писательницы в СССР)
нет ни единой женщины, но это как-то совершенно никого не волнует, словно там
собрались одни асексуалы. Точно так же это было, к примеру, у Стивенсона.
Любовная жизнь героев вынесена за рамки произведения, главное – приключения.
Даже если герой романов Нортон женится и заводит детей (к
примеру, фэнтезийный цикл «Колдовской мир»), это не становится центром
повествования, а остается лишь отдельным звеном в цепи повествования.
Кстати, это еще одна особенность писательницы – ей в равной
степени удавалось писать прозаические вещи, относящиеся к обоим глобальным
направлениям фантастической литературы: как «сказочное» фэнтези, так и «научная»
(скорее все же «боевая») фантастика. Хотя, что касается «удавалось» стоит
оговориться. Хотя Андрэ Нортон удостаивалась неоднократно разных известных в
мире фантастике премий и даже дожила до звания Великого Мастера, по моему
непросвещенному мнению, она все же является типичным представителем
«середнячков», «ремесленников» в литературе.
Романы Нортон читаются легко. Они не вызывают никаких
отрицательных эмоций из-за неумелости автора. Герои симпатичны читателю,
довольно убедительны, как типажи, им переживаешь, за их приключениями с
интересом следишь. Но вот работы для мысли тексты Нортон не дают никакой. В
итоге, так же легко, как они читались, эти произведения и забываются. Но,
очевидно, свою целевую аудиторию имеет и такая литература.
Какая аудитория будет у нового произведения Игоря Паршина,
обсуждением которого завершалась программа заседания, сказать пока трудно. Есть
пока лишь четыре начальных куска текста, но нет даже рабочего названия. Но, тем
не менее, автор этих заметок, Андрей Чернов и Вячеслав Гусаков отметили, что
начало довольно многообещающее. Есть интересные, неоднозначные герои с яркими
характерами, есть быстро закручивающаяся интрига. Да, кстати, чтобы объяснить
название статьи, стоит упомянуть, что действие в произведении Игоря Паршина проходит
в Токио. А среди героев есть и полицейский из отдела по борьбе с наркотиками, и
члены клана якудза, и даже некто вроде супермена – борца с преступностью,
правда это человек, не обладающий «суперменскими» способностями. В тексте пока
вообще нет никакой особой фантастики, но, скорее всего, впереди нас ждет еще
немало сюрпризов. Будем ждать продолжение.
Кроме этого на заседании рассматривали текущие события в
клубе: конкурсы, ход подготовки второго номера журнала «Лугоземье».
|