21 мая "лугоземцы" собрались поговорить о творчестве прекрасного писателя
Михаила Афанасьевича Булгакова. Творчество Булгакова традиционно не позиционируют как фантастическое, хотя многие из его произведений являются мистическими, а некоторые рассказы - пример научно-фантастической сатиры.
О Булгакове на собрании говорили много, и это не удивительно - настолько он любим каждым читающим и думающим человеком.
Сергей Чебаненко и Анатолий Грибанов рассказали о том, как они впервые познакомились с творчеством М. Булгакова, прежде всего - с романом "Мастер и Маргарита", который в семидесятые-восьмидесятые годы ходил в самиздатовском формате.
Андрей Чернов поделился своим видением концепции романа "Мастер и Маргарита", весьма спорным, вызвавшим обсуждение.
Так или иначе поговорили о многих произведениях М. Булгакова - о "Собачьем сердце", "Роковых яйцах", "Дьяволиаде", "Театральном романе", "Багровом острове".
Правда, на собрании мы все забыли еще об одном знаменитом "фантастическом" произведении блистательного Булгакова - о его пьесе "Иван Васильевич", по которой был снят фильм "Иван Васильевич меняет профессию"... Ну, сейчас, безусловно, восстанавливаем справедливость.
Очень много говорили об экранизациях произведений М. А. Булгакова: как о фильмах в целом, так и об игре актеров.
Мне кажется, что столь насыщенное обсуждение творчества Михаила Булгакова на собрании клуба фантастов - свидетельство большой роли писателя как фантаста, давшего многое для развитие отечественной фантастики.
После М. Булгакова очень много и интересно говорили о творчестве прекрасного донецкого писателя
Виталия Сергеевича Забирко. Напомню, что в апреле Виталий Забирко посещал наш город и принимал участие в заседании творческой мастерской "Перекрёсток".
О биографии и творческом пути писателя рассказал Сергей Чебаненко. О первых произведениях В. Забирко - повестях "Вариант" и "Войнуха", вышедших в киевском издательстве в 1991 году, рассказали Сергей Чебаненко и Андрей Чернов. Докладчики отметили большое влияние, которое испытал В. Забирко со стороны творчества братьев Стругацких (правда, кто из советских фантастов его не испытал?), но это влияние проявилось на уровне восприятия идей, причем творчески переработанных. Верно, сложно упрекнуть Виталия Забирко в эпигонском наследовании чего-либо, Забирко с художественной стороны самостоятельный и самобытный автор.
Тема многих произведений В. Забирко - контакт цивилизаций, стоящих на разных уровнях развития. В этом контакте проявляется конфликт, причем прежде всего на уровне цивилизационном: это конфликт этический.
А. Чернов кратко рассказал о специфических чертах произведений Забирко "Пришествие цивилизации", "Похороните меня в земле Парадаса", "Парниша, открой дверь", "Тени снов". О романе "Путевые записки эстет-энтомолога" высказались Елена Настоящая и Андрей Чернов.
С. Чебаненко привел высказывание о Виталии Забирко рижской писательницы Далии Трускиновской: «Талантливый человек обычно бывает жутко неповоротлив,
когда приходится пристраивать свои труды. С появлением диких рыночных
отношений многие перспективные литераторы оказались выброшены из
процесса и возвращаются в литературу с большим напрягом. Так вот,
Забирко... Он как раз из той когорты». Пожалуй, это весьма емкая и справедливая характеристика, объясняющая, почему Виталий Забирко так не устроен в плане издания своих книг. Так, например, прекрасный роман Забирко с оригинальным и удачным названием "Путевые записки эстет-энтомолога" московским издательством "ЭКСМО" печатался под совершенно неудачным, безвкусным, "никаким" названием - "Космический хищник". Думаю, кто знаком с этим романом, понимает, насколько это вульгарное название не связано с содержанием романа.
Сергей Чебаненко осветил произведения "Мародёр", "Все пули мимо" и "Мы пришли с миром".
Евгений Торкин поделился своими впечатлениями о романе Виталия Забирко "Слишком много привидений".
К сожалению Вячеслав Гусаков не смог во время вывесить свой рассказ "Одноклассник", который вносился в план на обсуждение. Поэтому, будем надеяться, что на одном из следующих собраний мы все же сможем познакомиться с этим рассказом.
А обсуждение фильма "Бразилия" перенесли на следующее собрание...