Да, принимаю, рискую нарваться в комментах на
злобно-ироничное «Как своевременно!». Тем не менее, этот комбинированный отчет
выкладываю и на пассажи вроде приведенного выше заранее отвечаю: «Лучше поздно,
чем никогда». Банально? Да, безусловно. Зато как верно! Ответ получили?
Распишитесь. И комменты в дальнейшем пишите по делу. Нет, я не вредный (ну
разве что – чуть-чуть, местами и временами), просто избавил вас от ненужных
усилий.
Итак…
Седьмого апреля на очередном собрании ЛКФ «Лугоземье»
присутствовавшие (их, стоит отметить, было семеро) говорили о юмористической
фантастике. Разумеется, в разговоре этом коснулись и самой природы смешного. В
итоге пришли к неутешительному выводу: крайне редко авторам удается создать
что-то действительно смешное и даже хотя бы забавное, если они делают это
намеренно. Примеров – предостаточно.
Нередко писатели, не желая особо парить мозги придумыванием оригинальных
и качественно «закрученных» комических коллизий, насыщают произведения элементами,
которые комичны сами по себе, так сказать, почти автономно, по умолчанию.
Например, Андрей Белянин в «Рыжем рыцаре» «наградил» друга главного героя
нетрадиционной сексуальной ориентацией. Кстати, на собрании было отмечено, что
по такому или подобному ему пути (юмористичность на грани или даже уже за
гранью грубого шутовства) наименьшего сопротивления идут авторы многих
юмористических произведений в жанре фантастики и фентези.
Присутствовавшие на собрании практически без возражения
признали, что наиболее удачные юмористические произведения – рассказы или
повести. Юмористические романы в большинстве своем вызывают жалость к их
авторам, которые, судя по тексту, тужились немеренно, а «каменный цветок»
выходил в результате, мягко говоря, так себе.
Говоря о несомненных удачах в жанре юмористических
фантастики, присутствовавшие упомянули, разумеется Терри Пратчетта и Станислава
Лема («Звёздные дневники Ийона Тихого», «Библиотека XXI века»).
В итоге пришли к, может быть, далеко не самому
оригинальному, но верному выводу: настоящая легкость дается автору ох как
тяжело, а по-настоящему смешное произведение можно создать, если подходить к
работе более чем серьезно. Ну не терпит юмор поверхностности! Такой вот он…
***
Рассказ о собрании, на котором шла речь о космооперах,
начнем, пожалуй, с честно спертого с Википедии определения жанра.
«Косми́ческая о́пера, космоо́пера (от англ. space opera) —
один из поджанров приключенческой научной фантастики, который обычно определяется
по формальным признакам: действие происходит в космическом пространстве и/или
на других планетах (в Солнечной системе или за её пределами) в условном (обычно
экзотическом) антураже и, как правило, включает в себя конфликт между
оппонентами, применяющими могущественные (иногда полностью вымышленные)
технологии; персонажи подчёркнуто героичны, а масштабы их деяний ограничены
лишь фантазией авторов. Изначально произведения этого жанра были чисто
развлекательными, а термин использовался в негативном смысле, но впоследствии
приёмы «космической оперы» вошли и в арсенал авторов художественно значимой
фантастики».
Термин «космическая опера» был впервые введён в 1940 году
Уилсоном Такером, который использовал его для обозначения халтурной
коммерческой научной фантастики.
Однако участниками собрания было отмечено, что в этом жанре
написано и снято великое множество произведений этапных для развития
фантастики, замечательных, хороших и таких, какие просто не противно читать.
Впрочем, барахла – еще больше. Но на нем не зацикливались.
Также было отмечено, что главная отличительная черта
космооперы от научной фантастики – отсутствие в космоопере серьезной научной,
философской, психологической подоплеки. Словом, убери из произведения
путешествия между планетами и галактиками, всякие там марсианские дела и
«Звезды смерти», и не останется от захватывающего творения камня на камня.
Андрей Чернов и Сергей Чебаненко отметили, что даже мэтры
жанра (например Гарри Гаррисон в «Стальной Крысе») порой грешат нежеланием
полностью прорабатывать мир, в котором происходит действие произведения.
Авторами нередко описываются супер-пупер-техника и технологии в том, что
касается полетов в космос и жизни на других планетах, а наша грешная земля у
них – такая же, как во время написания произведений. Нестыковочка получается.
Диссонирует, знаете ли.
Тем не менее, без возражений было признано, что без
космооперы и произведений лучших авторов (Берроуз, Азимов, Гамильтон, Герберт,
Буджолт, Симмонс…) фантастическую литературу представить себе просто невозможно.
Правда, менее повезло жанру в СССР и на постсоветском пространстве.
Чего стоит одно только многолетнее доминирование плодовитого и влиятельного Юрия
Петухова, облекавшего (не особенно удачно, мягко говоря) в форму художественных
произведений свои идеологические и мировоззренческие изыскания.
Впрочем, и тут есть весьма обнадеживающие проблескиЕ
произведения Лукьяненко, Ларионовой, Зорича…
Космоопера все еще звучит, и до коды, хочет верить еще
немало парсеков и световых лет.
|