Накануне собрания, в пятницу, я встретил одну знакомую, также участницу "Лугоземья". Кроме всего общего, в разговоре возник вопрос: "Кто такая Ольга Ларионова? Где её можно почитать?" Признаюсь в своей непросвещенности: я не смог ответить на эти вопросы. Книги её никогда не попадались, даже больше - мне никогда не попадалось упоминание её имени. Поэтому вдвойне было интереснее слушать доклад Геннадия Сусуева о творчестве этой российской писательницы.
Геннадий Сусуев Геннадий не только рассказал о произведениях и биографии О. Ларионовой, но о сделал небольшое отступление (или даже поддоклад) - "космическая опера в советской фантастике как образец литературного стёба". В этом поддокладе шла речь о повести О. Ларионовой "Чакра Кентавра" и о романе С. Снегова "Люди как боги". Геннадий Сусуев в своей традиционной манере, с большой долей юмора и иронии, рассказал об особенностях этих произведений, наполненных сюжетными и стилистическими элементами стёбной литературы (пускай даже термин "стёб" пока еще не устоялся в литературоведении).
Е. Настоящая, В. Гусаков, И. Паршина Доклад Г. Сусуева получился живой, интересный. Во всяком случае, достаточно целостная картина о творчестве Ольги Ларионовой сложилась и зажила.
Мой доклад "Элементы жанра альтернативной истории в повести Леонида Андреева "Иуда Искариот"" был посвящен творчеству яркого представителя литературы Серебряного века. В докладе я постарался осветить особенности мировоззренческой и эстетической системы Л. Н. Андреева. Его художественная палитра - традиционна в системе авангардных устремлений русской культуры начала ХХ века. Как мне кажется, очень удачно о творчестве Андреева сказал Андрей Белый: "То, что тайно таилось в Андрееве, - вскрыло позднее себя (у него вместо нашей реальности - пустота, вместо нашей натуры - намеренный манекен, вместо символа - аллегория); он - футурист (
до футуризма)..."
И. Репин. Портрет Л. Андреева (1904) В своей повести "Иуда Искариот" (1907) Андреев выстраивает мир прошлого (первые десятилетия нашей эры, Палестина) условными штрихами. Основные действующие лица - не лишенные психологизма, но всё же весьма условные персонажи. Однако они живут полнокровной жизнью: здесь в помощь нашему воображению приходит многовековая сокровищница, посвященная Христу и его апостолам. Я не стану пересказывать основные положения своего доклада.
В моем понимании этой повести, весьма созвучной эпохе Серебряного века, Л. Андреев акцентирует своё внимание на Иуде. В понимании Андреева - Иуда - человек, предающий Сына Божьего ради... любви к Нему. Иуда осознает, что жизненный путь Христа нуждается в колоссальной Жертве. И эта Жертва - жизнь Сына Божьего. Иуда предает своего Учителя, ибо надеется быть понятым Христом и принятым Им на Небе.
Рельефность трактовки этой темы впечатляет. Но меня привлекла в этой повести одна черта: возможность данного хода событий привела бы к совершенно иной истории христианства, христианства, в котором первым апостолом был бы Иуда Искариот...
Моё сообщение вызвало обсуждение.
Очень интересным выдалось обсуждение рассказов конкурса "Тайны земли Луганской-2011", подходящего к завершению. Во время обсуждения члены Луганского клуба фантастики "Лугоземье" обменялись мнениями об этих рассказах. Высказались и члены жюри: Сергей Чебаненко, Елена Настоящая, Светлана Сеничкина.
Сергей Чебаненко Сергей Чебаненко коротко охарактеризовал конкурсные рассказы и отметил, что в целом конкурс этого года можно считать удачным.
В. Богословский Т. Захарченко и Е. Настоящая А. Грибанов Очень живое обсуждение состоялось вокруг экранизаций романов Д. Роулинг, т.н. "Поттерианы".
Виктория Климчук Особенно яркими были выступления Виктории Климчук и Елены Щепкиной, с большим теплом высказавшихся о художественных достоинствах и книг и фильмов. Елена Щепкина, кроме того, отметила, что книги о Гарри Поттере во многом не понятны мужской аудитории, указывая на адресность Поттерианы на женскую аудиторию. Кроме того, по мнению Щепкиной, фильмы о Гарри Поттере следует воспринимать исключительно как иллюстрацию к романам. В отрыве от книг, фильмы не дают возможность понять содержание книг.
Е. Щепкина и Г. Сусуев Председатель ЛКФ размышляет о "Черном прямоугольнике" Собрание 3 сентября получилось весьма содержательным, ёмким.
А на следующем собрании состоится награждение победителей конкурса "Тайны земли Луганской-2011"...