Воскресенье, 24.10.2021, 15:09

Приветствую Вас Гость | RSS
Луганский клуб фантастики "ЛУГОЗЕМЬЕ"
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи, рецензии, очерки [15]
Земляки [4]
О писателях-фантастах, чья жизнь или творчество связаны с луганским краем
Интервью [2]

Форма входа

Комменты новостей











Сообщения форума
  • Новости мира фа... (451)
  • ВЕЧНОЕ (35)
  • ЧТО ТАКОЕ ВЕРСУ... (2)
  • Конкурсы инозем... (8)
  • Жюль Верн сегод... (0)
  • Фантастический ... (17)
  • Свободная тема (79)
  • Ділимось поезіє... (2)
  • Последнее из пр... (98)
  • магический реал... (0)

  • Новые произведения
    Виктория Климчук "Заклинание по Блоку" (1)
    Дмитренко Александр. Виртуальный мир Джона Брауна (0)
    Дмитренко Александр. Пришелец и снежинка (0)
    Дмитренко Александр. Режим Драйвера (0)
    Экзамен (0)

    Комменты к текстам





    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д


    Главная » Статьи » Статьи, рецензии, очерки

    Андрей Чернов. О Луганщине "литературной" - во весь голос

    Современное состояние луганской литературы трудно охарактеризовать иными словами, как критическое. Времена, когда луганские писатели могли похвастаться известностью за пределами региона, миновали ещё в 80-е годы прошлого века. Редкие наши земляки, чьи произведения всё же издаются в России или других регионах Украины, скорее подтверждают мои грустные выводы. Увы, старшее поколение писателей всё чаще уходит в глушь местечковости, ну а молодые и сильные таланты, разбившие становище под флагом псевдосвободы, маргинализируются до потери пульса и смысла в художественных «текстах».

    Мне как литературоведу и критику неоднократно доводилось общаться с литераторами из России и Украины. Когда речь заходила о литературе Луганской области, выяснялось, что наш регион в представлении пишущей братии является белым пятном. Конечно, московские, к примеру, писатели хорошо знают прекрасного поэта-песенника Михаила Матусовского. Но его имя для них совершенно не связано с Луганском. Может быть, современных писателей они знают лучше? «Позвольте, а как же, как же…» и я называл фамилии руководителей наших писательских организаций. Уж они-то должны быть на слуху, как официальные главы областных писательских союзов. Нет, и здесь меня ждали отрицательные ответы.

    Всё это можно списать на элитарность литературы, на общий низкий интерес СМИ к явлениям современной литературы некоммерческого характера… Однако, как мне кажется, дело не только в этом.

    Такие наши земляки, как Алексей Селивановский, Борис Горбатов, Михаил Матусовский, Николай Руденко уехали из Луганска в 20-30-е годы, став известными на весь СССР писателями. Кстати, луганский философ и писатель Александр Ерёменко на одном из литературных собраний высказал мысль, что переезд из Луганска в Москву был большой удачей для Михаила Матусовского, так сказать, «вовремя уехал». Если бы он остался в Луганске, никогда бы не зазвучали «Подмосковные вечера» на весь мир, как никогда бы он не получил всесоюзной славы.

    Неужели и сейчас родные город и область не способны дать своим литературным талантам возможности творческой реализации на родине?

    Уже долгое время Луганщина практически не имеет возможности презентовать свой литературный процесс. В советское время была достаточно чёткая налаженная система, каждый региональный писатель, став членом творческого союза, получал выход на всесоюзную и республиканскую литературную периодику, возможность участвовать в творческих съездах, семинарах, совещаниях. При такой системе региональный вакуум не угрожал творческой личности. И звучали имена Павла Беспощадного, Никиты Чернявского, Тараса Рыбаса, Владислава Титова, живших не в Киеве или Москве, а в провинции.

    После распада СССР сложившаяся литературная система (она имела и массу недостатков, особенно из-за своей корпоративности и номенклатурности) исчезла. И наши писатели оказались оставленными на самих себя. Нужно отдать должное, многие из них с честью пережили сложнейшие времена, сохранив тягу к творчеству, что доказывает их профессионализм. Но тут появляется региональный вакуум, ситуация, когда провинциальный писатель практически не имеет шансов попасть в столичный литературный журнал или газету, получить отклик литературной публики на книгу, изданную в провинции малым тиражом. Всё решали, как и во всём остальном в нашем государстве, личные связи и напористость автора. Увы, творческие люди – это не менеджеры, у большей части из них нет хватки дельцов, а раз нет – значит попадают в региональную резервацию. Выходят книги, есть публикации в региональных изданиях, участвуют в местных телепрограммах, встречаются с читателями (школьники, студенты, которые впервые слышат о таких известных «поэтах/прозаиках», авторах 5, 10, 20 книг…).

    Кстати о книгах. В условиях рыночной экономики и при отсутствии каких-либо редакторских институтов, издать любую книгу оказалось самым простым делом. Лишь бы хватило денег на определённый тираж. Вот и хвастают некоторые наши литераторы своими книгами. У некоторых из них собственных книг наберётся на книжную полку: 10-20, а то и больше, правда, они не любят говорить, что суммарный тираж всех их книг не превысит тысячу-другую.

    Если раньше издание книги – это была возможность писателя заявить о себе во весь голос, то теперь, появление книги – лишь формальность. Книга, изданная тиражом в 100 экземпляров, не попадает в руки массового читателя, а является, зачастую, лишь поводом для раздувания авторского самолюбия местного писателя.

    Сложившаяся горькая ситуация не может удовлетворять думающих талантливых людей. Многие наши писатели нашли выход благодаря интернету, давшему возможность установить связи со столичными литературными кругами. Многие из наших пишущих земляков на небогатые сбережения едут на многочисленные литературные фестивали, дающие глоток литературного воздуха, невозможного в условиях регионального вакуума.

    Всё это – стихийное, неупорядоченное движение и результаты у него – такие же случайные, неожиданные.

    Вакуум и творческое одиночество многие литературные объединения пытаются преодолеть благодаря литературной периодике. Сейчас только в одном Луганске более-менее регулярно издаются четыре литературных журнала.

    Луганские литературные издания пытаются создать площадку для общения писателей различных регионов. Большую работу осуществляет Межрегиональный союз писателей Украины, однако их литературный альманаха «Свой вариант», к сожалению, имеет крайне мизерный тираж и, к тому же, с литературной точки слаб, практически лишен аналитики и какой-либо системы, делающей лицо периодическому изданию.

    На протяжении 6 лет в Луганске выходит литературный альманах «Крылья», не связанный ни с одним из союзов писателей области. Это литературное издание, редактируемое учёным, филологом Ларисой Черниенко, имеет концепцию, направленную на отбор качественных художественных текстов и формирование в каждом номере аналитических разделов (публицистика, критика, литературоведение). Альманах «Крылья» получил высокую оценку со стороны украинских и российских коллег, но проблемой издания остаётся небольшой тираж и малая периодичность при нерегулярном финансировании.

    Луганские писатели-фантасты избрали иной путь решения проблемы тиражности своего издания, журнала фантастики «Лугоземье», который начал выходить в прошлом году. Журнал выходит в электронном виде, размещается на специальных интернет-ресурсах в свободном доступе для скачивания. Распространение ридеров и электронных книг даёт определённые преимущества «Лугоземью».

    Творческая группа «Дети росы» издаёт тоненький иллюстрированный журнал «Индиго». Журнал публикует исключительно прозу, миниатюры, авторы – студенты луганских вузов. «Индиго» распространяется бесплатно, но, несмотря на шикарную полиграфию, привлечение фотохудожников и рекламы, художественная проза оставляет ощущение ученичества, силы слишком молодого и неровного крыла, только пробующего творческий полёт.

    Ни одно из периодических изданий Луганска, названных мною, практически не имеют поддержки со стороны городской или областной власти. Но, конечно, наша власть уделяет внимание культуре, в том числе и писателям. Правда, это внимание стало формальным, декларативным. Организация конкурсов? Есть. Издание книг и сборников писателей? Есть. Но есть ли прок от этой помощи «державы»? Да, «галочки» в нужных отчётах появятся, будет что сказать перед публикой, особенно, когда публика превратится в «электорат».

    Однако настоящего толку от всей этой государственной помощи местным литераторам нет. Вот, к примеру, несколько лет областной совет спонсировал издание литературного альманаха «Лугань». Но этот сборник, издававшийся полиграфически качественно, оказался мертворождённым ребёнком: вобрав тексты местных авторов, он был абсолютно неинтересен не луганскому читателю, а бездарная редакторская работа сделала его неинтересным и луганчанам. Хотя нет, альманах этот, безусловно, интересен лишь авторам, в него попавшим. То есть, сконцентрировал в себе местечковость и провинциализм. Кроме того, попытка объединить три областные писательские организации – Национального союза писателей Украины, Межрегионального союза писателей Украины и Союза писателей России напомнила лишь известную басню Крылова. «А воз и ныне там…»

    Провинциализм – сложное явления, переставшее в век интернета быть географическим. Теперь провинциализм живёт исключительно в головах. Луганск по европейским меркам – крупный город. Во Франции или Германии такой крупный город не может быть провинцией. Провинциальность – это культурная отсталость, при этом у носителей провинциальности складывается ощущение своей собственной ущербности. Теперь провинциальность Луганска – это провинциальность умов. И эта провинциальность тем концентрированней, чем большая информационная замкнутость. Для провинциалов всё, что связано с родным городом – ущербное и отсталое, потому и тянет их лишь на громкую известность. Для провинциалов областные театры не подходят, «не того пошибу», вот и несут они свои денежки (немалые) на заезжие спектакли гастролёров – все эти «столичные» звёздные театры с банальными комедиями или вульгарными «авангардными» постановками типа «Вия».

    Любой провинциализм побеждается открытостью. И для того, чтобы устранить провинциализм луганских писателей, необходимо расширить возможности для их творческого общения с коллегами из других регионов Украины и других стран.

    В нашей области ещё относительно недавно проводились всеукраинские литературные фестивали, например, «Элита». Литературный фестиваль – это прежде всего возможность творческого общения, взаимного знакомства, установления прочных контактов между литераторами. Это хорошая возможность рассказать о своём регионе, о его литературных, культурных, исторических традициях. Организация литературного фестиваля – сложное и дорогое дело. Но и выгодность этого мероприятия, особенно если провозглашается приоритет на развитие туристической отрасли в области, также очевидна. Однако данный аргумент не убедителен для областной власти, любящей говорить о поддержке культуры и привлечении туристов, но не желающей делать и малейших шагов для того, чтобы Луганщина звучала не только как регион аварий на шахтах, но и как культурный центр Востока Украины.

    В этом году юбилей Луганской области. И юбилей замечательного писателя Бориса Горбатова, родившегося в Первомайске. Сейчас мало кто помнит, что по его повести «Непокорённые» (события повести происходят в Луганске-Ворошиловграде) был снят фильм на киевской киностудии, получивший главный приз на венецианском кинофестивале в 1946 году… Кажется, прекрасный повод для широких мероприятий. Но, увы, и здесь скорее всего всё обойдётся лишь частными инициативами энтузиастов.

    Популяризация литературных и исторических традиций региона – большое и важное дело, которому должно уделяться достойное внимание. И поддержка литературы – это не организация сомнительного по своей нужности конкурса «Серебряный голос». Это прежде всего системная поддержка всего литературного процесса. И очень жаль, что в отличие от многих регионов Украины, в Луганской области не оказывают поддержки ни литературным изданиям, ни писательским союзам, ни литературным фестивалям.

    А ведь без этого Луганщина никогда не восстановит свои литературные традиции и останется лишь донором талантов для столиц.

    Андрей Чернов

    Категория: Статьи, рецензии, очерки | Добавил: Эдауш (05.03.2013)
    Просмотров: 1651 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Мини-чат

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Друзья ЛКФ
  • Альманах "Крылья"
  • Донбасс фантастический
  • Издательство "Шико"

  • Облако тегов
    иллюстрация фентези приключения роман фантастика социальная Победители меньшиков Диплом Грибанов победитель награждение конкурс новогоднего рассказа заседание клуба Настоящая Елена Елена Фетисова вампир повесть природа человечество фэнтези Луганский клуб фантастики гость новый год Вячеслав Гусаков Валерий Богословский Геннадий Сусуев литературная критика альманах Крылья АРТ-КОСМОС Юрий Гагарин Лугоземье собрание женщина Гусаков Тайны земли Луганской Лирика мистика вампиры мифология Кир Булычёв ЛКФ Конкурс мистического рассказа конкурс фантастического рассказа луганская область поэзия Космоопера Отчет юмор Иван Ефремов комиксы Нортон фантастический детектив конкурс рецензия Борис Стругацкий Смерть 2012 ЛКФ Лугоземье 300 спартанцев Древняя Греция спарта детская фантастика декабрь fanfiction Lara Croft Tomb Raider рассказ Public Relations вера Жизнь Любовь причина вернуться капитан Алиса Гиджутсу джань джулаи синды инспектор книга преступление Пришелец Земля Снег Андрей Чернов Луганск Донбасс Елена Настоящая Лариса Черниенко литература Светлана Сеничкина


    Copyright MyCorp © 2021Сайт управляется системой uCoz