Воскресенье, 24.10.2021, 15:34

Приветствую Вас Гость | RSS
Луганский клуб фантастики "ЛУГОЗЕМЬЕ"
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи, рецензии, очерки [15]
Земляки [4]
О писателях-фантастах, чья жизнь или творчество связаны с луганским краем
Интервью [2]

Форма входа

Комменты новостей











Сообщения форума
  • Новости мира фа... (451)
  • ВЕЧНОЕ (35)
  • ЧТО ТАКОЕ ВЕРСУ... (2)
  • Конкурсы инозем... (8)
  • Жюль Верн сегод... (0)
  • Фантастический ... (17)
  • Свободная тема (79)
  • Ділимось поезіє... (2)
  • Последнее из пр... (98)
  • магический реал... (0)

  • Новые произведения
    Виктория Климчук "Заклинание по Блоку" (1)
    Дмитренко Александр. Виртуальный мир Джона Брауна (0)
    Дмитренко Александр. Пришелец и снежинка (0)
    Дмитренко Александр. Режим Драйвера (0)
    Экзамен (0)

    Комменты к текстам





    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д


    Главная » Статьи » Статьи, рецензии, очерки

    Андрей Чернов. Преступление и наказание эстет-энтомолога

    Преступление и наказание эстет-энтомолога

     Забирко В. Путевые записки эстет-энтомолога: Роман. – Луганск: Шико, 2011. – 328 с.

     Последние два десятилетия стали эпохой фэнтези в отечественной фантастике. Внимание читателя, а значит и издателя, обращено прежде всего на фэнтезийные произведения. Высокий спрос на продукцию породил не просто романы и циклы романов, а исказил само понятие романа в традиционном литературоведческом определении и теперь полки в книжных магазинах страшат книгами, условно названными романами и объединенными в циклы. С большим трудом можно отыскать фэнтезийный роман как таковой, потому как книги одного цикла – это сборники глав одного бесконечного, как «Санта-Барбара», произведения-сериала…

    С научной фантастикой такого не произошло и, мне кажется, это следствие «не модности» жанра. Романы научно-фантастической направленности остаются малозамеченными и издателями, и критиками, и, соответственно, читателями. Раз нет колоссального спроса – значит, нет предложения писать бесконечные произведения, где каждая новая книга страниц этак на 500 – лишь сборник очередных глав. Современный НФ роман превратился в своеобразный заповедник литературных традиций отечественной фантастики.

    Не так давно мне в руки попала новая книга Виталия Забирко, которая заинтересовала меня прежде всего соответствием жанровой специфике научно-фантастического романа. Убежденная приверженность научной фантастике – одна из важнейших черт творчества Виталия Забирко, хотя сам писатель не является популярным и знают его в основном давние почитатели фантастики. За последние годы писатель получил лишь одну значительную награду – Бронзовый Икар за роман «Антропогенный фактор» (2006 год).

    Роман В. Забирко «Путевые записки эстет-энтомолога» увидел свет в 2003 году в издательстве «ЭКСМО» под названием «Хищник из космоса». Думаю, столь вульгарное название имело целью создать ажиотаж на рынке, но никак не на то, чтобы отразить суть романа. В 2011 году в издательстве «Шико» (Луганск) роман был переиздан под своим настоящим названием, более объективно отражающим сущность произведения.

    Отметим, что первая часть романа – «Ловля млечника на живца» публиковалась как отдельная повесть еще в 1995 году. Тогда эта повесть воспринималась как добротная научная фантастика советского периода: в меру отвлеченные от реального мира герои, обращение на событийность ближнего радиуса, что придало повести приключенческой остросюжетности. Захватывающие приключения эстет-энтомолога А. Бугоя впечатляли, но не более. Зато суть эксперимента главного героя – ловля опасного разумного хищника на «живца» – местного аборигена, заставляла задуматься. О том – кто же здесь герой? Человек, который подставляет другого разумного под удар опасности, ради… нового экспоната в коллекцию насекомых. Этическая сторона произведения заставляла о многом подумать.

    Именно это автор и сделал. Прошло 16 лет с момента издания «Ловли млечника на живца» и вот перед нами не новые повести одного цикла, а роман «Путевые записки эстет-энтомолога». Две новые части – «Имитация» и «Крылья судьбы» не просто возвращают нас к старому герою Алексану Бугою – тщеславному коллекционеру редких видов инопланетных бабочек-парусников, но решают перед читателем не завершенную в первой части этическую проблему.

    На фоне авантюрных перипетий романа вновь поднимается вопрос о соответствии средств достижения цели. Сюжетные коллизии романа кажутся прямолинейными и традиционными для авантюрно-приключенческого романа, пока в третьей части «Крылья судьбы» мы не наталкиваемся на ряд литературных приемов, заставляющих рефлексировать главного героя, а читателя – задуматься над этичностью поступков Алексана Бугоя.

    Вставка притчи – аллегорически-философского рассказа – не новый литературный прием, но зато надежный и испытанный. В. Забирко, как мне кажется, с целью сохранения интриги, придает инопланетной притче о «мальчике с металлической гаечкой» черты комичности. Воспринятая как анекдот, притча отходит на задний план, и её дидактический смысл остаётся неясным. Пока… Пока герой не оказывается в обстоятельствах, способствующих рефлексии.

    Закольцовывая коллизию, В. Забирко ставит главного героя на место млечника из «Ловли млечника на живца»: эстет-энтомолог пойман обитателями таинственной планеты Сивилла на «живца» – редкой красоты бабочку-парусника. Любопытен выбор автором названия планеты и её обитательниц – сивиллянок. Сивиллы в античной мифологии – прорицательницы, причем, скажу, эти вещие девы предрекали в основном беды и несчастья. И, судя по имени (дословный перевод – Воля богов), беды эти – кара богов.

    Вспышки материализованных воспоминаний главного героя, вызванные сивиллянками, актуализируют морально-этическую сторону бытия Алексана. Теперь автор прямым текстом указывает на эгоизм, выхолощенное равнодушие главного героя по отношению к окружающим. И, поскольку здесь вступает на сцену русская литературная традиция, мы наблюдаем обобщение вывода: «Каждый разумный должен знать, кто он такой в жизни и что из себя представляет. Это свойство разума…»

    Алексан Бугой умен, но не разумен, как вся человеческая цивилизация. Может, это от неизбежного рационального взгляда на окружающий мир? Главный герой ощущает себя подопытным животным в условиях, которые были созданы сивиллянками. Но рациональность не оставляет его. Разговор с представительницей Сивиллы им не понят. Точнее, понят, но истолкован в удобном ему, Алексану, ключе. Любопытен и следующий момент. Бугой пробирается по Сивилле через травянистые пространства, его шаги по траве оставляют кроваво-красные следы. Алексан понимает, что это часть психоэмоционального воздействия на него. Но в тоже время он рационально объясняет слабость механических тканей растений отсутствием крупных животных на планете, а красный цвет травы – наличием специфической формы хлорофилла. Такая рационализация окружающего – попытка себя успокоить. Отвести мысль о неизбежном наказании за свои реальные проступки и преступления.

    Научно-фантастическая составляющая романа не отличается оригинальностью, но вынесение во главу угла морально-этической проблематики делает «Путевые записки эстет-энтомолога», как мне кажется, выходящим за рамки научной фантастики и приключенческого романа. Мне думается, это добрая традиция фантастики, поскольку внимание к философским и социальным проблемам свойственно многим произведениям писателей-фантастов.

    Концовка романа В. Забирко не типична для современных произведений. То, что главный действующий персонаж оказывается отрицательным, не удивительно. Сейчас многие фантасты своих главных героев наделяют чертами негативными, но зато свойственными многим «обыкновенным людям». Но редко современный писатель наказывает своего героя.

    Подчеркивая эгоистичный характер А. Бугоя, автор переносит его ненависть не просто на конкретного человека/другое разумное существо, но на сверхъестественную сущность: «…а я…продолжал неподвижно сидеть на берегу, устремив взгляд туда, где в бездонной черноте глубокого космоса скрывался ТОТ, кого не было, но который, по мнению многих, сотворил мир… Ненависть к НЕМУ клокотала в груди, и мне волком хотелось выть». Осмысление своих поступков, являющихся преступными и безнравственными, пробуждает у главного героя еще большую злобу. Есть ли выход у Алексана Бугоя? Открытая концовка романа заставляет о многом подумать. И прежде всего – о личной ответственности за свои поступки.

    АНДРЕЙ ЧЕРНОВ,

    Луганск

    Категория: Статьи, рецензии, очерки | Добавил: Эдауш (20.04.2011)
    Просмотров: 1244 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Мини-чат

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Друзья ЛКФ
  • Альманах "Крылья"
  • Донбасс фантастический
  • Издательство "Шико"

  • Облако тегов
    иллюстрация фентези приключения роман фантастика социальная Победители меньшиков Диплом Грибанов победитель награждение конкурс новогоднего рассказа заседание клуба Настоящая Елена Елена Фетисова вампир повесть природа человечество фэнтези Луганский клуб фантастики гость новый год Вячеслав Гусаков Валерий Богословский Геннадий Сусуев литературная критика альманах Крылья АРТ-КОСМОС Юрий Гагарин Лугоземье собрание женщина Гусаков Тайны земли Луганской Лирика мистика вампиры мифология Кир Булычёв ЛКФ Конкурс мистического рассказа конкурс фантастического рассказа луганская область поэзия Космоопера Отчет юмор Иван Ефремов комиксы Нортон фантастический детектив конкурс рецензия Борис Стругацкий Смерть 2012 ЛКФ Лугоземье 300 спартанцев Древняя Греция спарта детская фантастика декабрь fanfiction Lara Croft Tomb Raider рассказ Public Relations вера Жизнь Любовь причина вернуться капитан Алиса Гиджутсу джань джулаи синды инспектор книга преступление Пришелец Земля Снег Андрей Чернов Луганск Донбасс Елена Настоящая Лариса Черниенко литература Светлана Сеничкина


    Copyright MyCorp © 2021Сайт управляется системой uCoz