21 октября этого года отмечалось 115-летие известного писателя Евгения Львовича Шварца, любимого многими за пьесы «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо». Особенно популярность Шварца возросла после талантливых экранизаций этих пьес. Однако мало кто знает, что литературная биография Евгения Шварца началась в Донбассе. Мало того, Шварц стоял у истоков первого литературного журнала Донбасса – «Забой», ставшего колыбелью для многих луганских и донецких писателей. Именно для того, чтобы рассказать о жизни и творчестве Шварца, о его связи с Донбассом в Луганском областном доме творческой интеллигенции «Светлица» состоялся литературный перформанс «Та ещё сказка!». Такое необычное название организаторы выбрали, чтобы подчеркнуть ту сложность содержания творчества «доброго сказочника», которая стала неизбежным ответом на тоталитарный режим. Ведь наиболее сложные пьесы Шварца создавались после страшного 1937 года… Участники аллегорических инсценировок перформанса В. Богословский (Шварц), Т. Шишкалова (художница Алиса Порет), Ю. Кукурекин (Чекист), А. Чернов (писатель Николай Олейников и Тень) воплотили определённые моменты биографии Шварца, трагические, ломающие человека. Однако выдержав тяготы судьбы, Шварц сохранил себя как писатель и как человек. И все его пьесы и сказки имеют только хорошие концовки. После инсценировок многие из зрителей выступили со словом о Шварце. Писатели Елена Руни и Наталия Мавроди рассказали о своём понимании творчества Шварца. А краевед Яков Смоляренко рассказал о связи Шварца с Донбассом. Мне кажется, что читателям также будут интересны эти сведения. Друг Шварца, известный советский писатель Михаил Слонимский в своих воспоминаниях «Вместе и рядом» рассказывает, что в 1923 году они вдвоем выехали из Петрограда навестить родителей Шварца, живших тогда в Бахмуте (ныне – Артемовск), губернском центре Донбасса. В Бахмуте они посетили редакцию газеты «Кочегарка», где и поступило неожиданное предложение: принять участие в организации литературного журнала. На тот момент Шварц еще не имел публикаций, хотя и вошел в литературные круги Петрограда. И поездка дала возможность молодому литератору попробовать силы. Михаил Слонимский так говорит об этом: «На Донбассе Шварц начал печататься. Это произошло со всей неизбежностью… «Кочегарка» нуждалась в стихотворном фельетоне, и Женя стал писать раешник. Он подписывался псевдонимом «Щур»… Его «Полёты по Донбассу» имели большой успех». Работа в «Кочегарке», по мнению Слонимского, выбила все «тормоза», сдерживавшие его талант. Теперь Шварц легко и свободно отдавался литературе. И не боялся говорить об острых недостатках в обществе. Журнал «Забой», организованный Слонимским и Шварцем, дал путёвку в литературу многим донбасским литераторам, в том числе связанных с Луганском. Среди них – прозаик Борис Горбатов, поэт Павел Беспощадный, критик, редактор «Луганской правды» в 20-е годы Алексей Селивановский. Шварца в Донбассе запомнили. В своих воспоминаниях Слонимский пишет, что в послевоенные годы Борис Горбатов с большой «нежностью вспоминал о том, как он обязан Шварцу при первых своих шагах в литературе». Евгений Шварц многое дал литературе Донбасса, помог в становлении первого литературного журнала, оказал помощь и многим писателям. Однако и Донбасс дал Шварцу очень важное, необходимое любому писателю – читателя. Зимой 1923 года Шварц вернулся в Петроград уже набравшимся опыта писателем, знающим газетную и журнальную работу. И привёзшим из Донбасса первые сказки…
Андрей Чернов, член Межрегионального союза писателей Украины
Опубликовано в газете "Луганская правда", № 123 (5 ноября 2011 г). - С. 3.
|