Вторник, 23.04.2024, 11:35

Приветствую Вас Гость | RSS
Луганский клуб фантастики "ЛУГОЗЕМЬЕ"
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи, рецензии, очерки [15]
Земляки [4]
О писателях-фантастах, чья жизнь или творчество связаны с луганским краем
Интервью [2]

Форма входа

Комменты новостей











Сообщения форума
  • Новости мира фа... (451)
  • ВЕЧНОЕ (35)
  • ЧТО ТАКОЕ ВЕРСУ... (2)
  • Конкурсы инозем... (8)
  • Жюль Верн сегод... (0)
  • Фантастический ... (17)
  • Свободная тема (79)
  • Ділимось поезіє... (2)
  • Последнее из пр... (98)
  • магический реал... (0)

  • Новые произведения
    Виктория Климчук "Заклинание по Блоку" (1)
    Дмитренко Александр. Виртуальный мир Джона Брауна (0)
    Дмитренко Александр. Пришелец и снежинка (0)
    Дмитренко Александр. Режим Драйвера (0)
    Экзамен (0)

    Комменты к текстам





    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д


    Главная » Статьи » Статьи, рецензии, очерки

    ИГОШЕВ К. ПОИСК СВОЕЙ СТЕЗИ (ПО РОМАНУ П. КОЭЛЬО "АЛХИМИК")
    ПОИСК СВОЕЙ СТЕЗИ (ПО РОМАНУ П. КОЭЛЬО «АЛХИМИК»)
    В предисловии к роману, уже в самом начале автор предупреждает читателя о том, что всё написанное им ниже полно символизма, в противоположность более ранним «Дневника мага». Поэтому цель настоящей научной статьи – определить понятие «Своя Стезя» в романе П. Коэльо «Алхимик» и, по возможности, раскрыть его символизм.
    Как определяет Пауло Коэльо созданное им самим понятие «Своя Стезя» в романе «Алхимик»? Действие романа происходит в Испании. Главный герой романа – юный пастух Сантьяго, пасущий овец на бескрайних пастбищах Андалусии. Упоминание о Своей Стезе (хоть и скрытое ещё от ума читателя) мы находим уже на первых страницах романа. Сантьяго не всю жизнь был пастухом, с детства его воспитывали так, чтобы он смог стать священником. Но юноша не захотел искать Бога в семинарии. Его тянуло путешествовать. Он сказал об этом отцу, тот не стал его удерживать и «когда он (отец) благословлял сына, тот по глазам его понял, что отцу, несмотря на годы, самому хочется отправиться в странствие, – хочется, как ни старался он заглушить эту тягу, утешаясь благами оседлой жизни: едой, питьем и крышей над головой» [1, 5]. Вот это и есть первый намек Коэльо на Свою Стезю: и у отца, и у сына она одинакова – тяга к путешествиям; но отец, в отличии от сына, подавил в себе эту страсть, но так и не смог избавиться от неё полностью.
    Сантьяго узнает о Своей Стезе позже. Вначале он размышляет о бытии Человека, сравнивая его с овцой. Он говорит о том, что сам овцы «не понимают даже, что каждый день пролагают новые пути, что меняются пастбища и времена года, - они заняты только едой да питьем» [1, 5]. Пастух у Коэльо не просто пастух, а ещё и мыслитель. И этот мыслитель приходит к потрясающему выводу – «Может быть, и мы такие же…» [1, 5]. И нам, как и овцам, обязательно нужен пастух, чтобы вести нас вперед к новым пастбищам, кормить нас и заботится о нас? И это личное дело каждого – выбрать ли пастуха из числа «овец» или признать высшее руководство – Бога.
    Но всем ли нам нужны «пастухи»? Здесь мы подходим близко к идеям Ф. Ницше и А. Шопенгауэра о «сверхчеловеке» по ту сторону добра и зла, властителе над всем миром, точнее к той их трактовке, которую предпочитал Адольф Гитлер. Человек-мыслитель способен сам для себя сделаться «пастухом». Отвага и упорство – вот то, что помогает Человеку в достижении его целей. «Своя Стезя» - это абсолютная, конечная цель жизни, это сама Жизнь. Об этом Сантьяго и говорит Мелхиседек, царь Салима. Ещё он говорит о том, что каждый обязан, должен следовать Своей Стезей, но большинство людей избегает этого, так как предпочитает покой. Ведь следование Своей Стезей всегда означает борьбу, боль и трудности. Не каждый согласиться на это, хотя каждый знает, какова его Стезя. В юности всё кажется легко достижимым, но идут годы, и люди всё больше склоняются к тому, что лучше не рисковать тем, что уже достигнуто и отказываются следовать Своей Стезей дальше.
    Также царь Салима говорит Сантьяго, что почти все книги в мире лгут. Они пытаются убедить читателя, что нашей жизнью управляет Судьба, и что сами мы в ней ничего изменить не можем. Это величайшая на свете ложь.
    Для того, чтобы человек не сбился со Своей Стези, существует особая система Знаков. Они расставлены на пути человека, идущего Своей Стезей, подобно указателям на пути странника, показывая где ему нужно свернуть, а какой участок дороги опасен и его лучше обойти стороной. Стезя может принимать самые причудливые формы и проявляться в чем угодно. Кроме знаков существуют также Камни – белый Урим («да») и черный Тумим («нет»), помогающие идущему в сомнении. Но у Коэльо это не реально существующие вещи, но своеобразная метафора, представляющая ход размышления человека.
    В начале Стези Вселенная создает человеку все условия – это называется Благоприятное Начало. Но впоследствии в жизнь человека вмешиваются таинственные силы, стремящиеся сбить его с пути. Но на самом деле они лишь закаляют дух его и тело его, шлифуют волю. Те, кто покорившись этим силам, сошёл со Своей Стези, хоть и живут в покое и достатке, не счастливы в своей жизни по-настоящему. До самой своей смерти они будут думать о том, что могло бы измениться, пройди они Своей Стезей до конца.
    Для того чтобы пройти Своей Стезей, человек должен научиться понимать Всеобщий Язык, на котором, по Коэльо, говорит вся Вселенная. Коэльо устами Мелхиседека говорит: «Всё на свете одно целое» [1, 11]. Позже эту мысль подтверждают слова погонщика верблюдов: «И наша история, и история мира пишутся одной и той же рукой» [1, 23]. На этом Всеобщем Языке говорит буквально всё: и овцы, и пустыня, и ветер, и Солнце, и Душа Мира. Понять этот язык, по утверждению Мелхиседека, не так уж сложно. Было бы желание и всё получится наверняка. Ведь «когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось» [1, 8].
    Другим важным условием для прохождения по Своей Стезе является любовь. Но только та любовь, которая, как и всё на свете, говорит на Всеобщем Языке и не увлекает путника со Своей Стези. Коэльо называет такую любовь Истинной Любовью. Если любовь все же мешает путнику, то эта любовь не истинна. Истинная Любовь возникает внезапно, при первом же взгляде людей друг на друга и осознается сразу же обоими влюбленными. Такая любовь «стоит всех сокровищ земных».
    Почти в самом конце романа Алхимик и Сантьяго попадают в плен к людям пустыни. Им угрожает смерть и тогда Алхимик заявляет, что Сантьяго сможет превратиться в ветер. Вначале сам юноша не верит, что сможет сделать это, но постепенно его сердце постигает, что любовь – самая великая сила, из тех, что есть на Земле. Ему открывается Истина – «…когда любишь, то способен стать кем угодно» [1, 44]. Ни Сердце, ни Пустыня, ни Ветер, ни Солнце не способны научить юношу тому, как превратиться в ветер. И только от Руки, Написавшей Всё он узнает секрет, что Душа Мира – это лишь часть Души Бога, а душа Бога это душа человека, и человек способен творить чудеса, ибо сам подобен Богу.
    Переходя с караваном через пустыню, Сантьяго и англичанин обучаются каждый своим способом: первый наблюдает за пустыней и караваном, а второй читает свои книги по алхимии. В конце концов они решают обменятся своими путями учения в надежде понять мир более полно и получить новые знания, но это не приносит результатов. Сантьяго делает вывод – «…у каждого свой способ учения…ему не годиться мой, а мне – его» [1, 25].
    Понятия «Великое Творение», «Душа Мира» и «Своя Стезя» у Коэльо тесно связаны. Алхимики всю жизнь заняты тем, что пытаются открыть секрет Великого Творения (оно разделено на два элемента: жидкий – Эликсир Бессмертия и твердый – Философский Камень), чтобы постичь Душу Мира, частью которой являются Всеобщий Язык и Истинная любовь, а также Своя Стезя (прошедший ее до конца постигает суть Души Мира). Все тайны алхимии когда-то были запечатлены на так называемой Изумрудной Скрижали. Впоследствии многие тома были написаны, чтобы истолковать те несколько строчек, которые уместились на грани изумруда и в которых сокрыта тайна Души Мира. Сантьяго, читая книги англичанина по алхимии, говорит ему, что они лишь запутывают жаждущего знаний и уводят его в сторону от Истины.
    Лишь немногим, самым упорным и не теряющим решимости пройти Своей Стезей алхимикам удалось найти эти два легендарных компонента Великого творения. Среди них: Гельвеций, Элиас, Фульканелли, Гебер. Они до конца прошли Своей Стезей и постигли, что очищая разными способами свинец и другие металлы, они и сами очищаются от дурных мыслей и становятся совершеннее. Коэльо хоть и говорит о таких вещах как алхимия, Эликсир Бессмертия и Философский Камень, но он всё же не отрицает и существование Бога. Более того, он говорит, что Душа Мира – это лишь часть Души Бога.
    Давайте теперь рассмотрим конкретные примеры прохождения Своей Стезей среди героев данного произведения. Прежде всего, отец Сантьяго: он не прошел Своей Стезей. Это ясно из описания тех чувств, которые испытывал отец, когда давал сыну свое благословление. Этот случай мы уже описали в начале нашей статьи.
    Пример второй – Мелхиседек, царь Салима. Весьма вероятно, что его Стезя бесконечна, так как Бог («По слову Твоему, Господи…») возложил на него долг помогать тем, кто вступает на Свою Стезю («Я способен приходить, как приходит в голову удачная мысль или верное решение. Бывает, что в переломный момент я подсказываю выход из затруднительного положения» [1, 9]). Таким образом, пока существует человечество, он не сможет дойти до конца Своей Стези.
    Третий пример – торговец кукурузой. Он не последовал Своей Стезей («…он тоже мечтал о странствиях. Однако потом предпочел торговать кукурузой, копить да откладывать деньги…Ему не дано понять, что у человека всегда есть всё, чтобы осуществить свою мечту» [1, 8]).
    Пример четвертый – торговец хрусталем. Он не совершил хадж в Мекку, подобно каждому правоверному мусульманину. Его тянуло туда, но он решил для начала заработать денег на торговле хрусталем. Он тоже не прошел Своей Стезей.
    И, наконец, Сантьяго. В конце концов, после многих странствий и приключений он находит Истинную Любовь и свои сокровища. В романе он единственный, кроме торговца сладостями в Танжере, кто прошел до конца Своей Стезей.
    И всё же вопрос: нужно ли идти Своей Стезей? Ответ на него мы находим в словах Мелхиседека: «…у человека одна-единственная обязанность: пройти до конца Своей Стезей. В ней – всё» [1, 8]. Пройти ею стоит хотя бы и потому, что она – это сама жизнь. Оставаться от неё в стороне означает не жить вовсе или жить подобно лодке, которая плывет лишь по течению реки. Не пройти Своей Стезей – значит не страдать, но и не испытывать счастья, любви и гордости за прожитую достойно жизнь.
    Список использованной литературы
    1. Коэльо П. Алхимик / П. Коэльо. – М.: Аркада, 2006. – 49 с.
    Категория: Статьи, рецензии, очерки | Добавил: Rumata (21.12.2010)
    Просмотров: 2377 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 2
    2 Rumata  
    0
    В университетском сборнике Актуальные прблемы изучения и преподавания литературы. Забавно. как 6 стр. А4 так компактно здесь разместились...

    1 Эдауш  
    0
    Неплохо, есть определенные шероховатости, но в общем неплохо.
    А где публиковал статью?

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Мини-чат

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Друзья ЛКФ
  • Альманах "Крылья"
  • Донбасс фантастический
  • Издательство "Шико"

  • Облако тегов
    иллюстрация фентези приключения роман фантастика социальная Победители меньшиков Диплом Грибанов победитель награждение конкурс новогоднего рассказа заседание клуба Настоящая Елена Елена Фетисова вампир повесть природа человечество фэнтези Луганский клуб фантастики гость новый год Вячеслав Гусаков Валерий Богословский Геннадий Сусуев литературная критика альманах Крылья АРТ-КОСМОС Юрий Гагарин Лугоземье собрание женщина Гусаков Тайны земли Луганской Лирика мистика вампиры мифология Кир Булычёв ЛКФ Конкурс мистического рассказа конкурс фантастического рассказа луганская область поэзия Космоопера Отчет юмор Иван Ефремов комиксы Нортон фантастический детектив конкурс рецензия Борис Стругацкий Смерть 2012 ЛКФ Лугоземье 300 спартанцев Древняя Греция спарта детская фантастика декабрь fanfiction Lara Croft Tomb Raider рассказ Public Relations вера Жизнь Любовь причина вернуться капитан Алиса Гиджутсу джань джулаи синды инспектор книга преступление Пришелец Земля Снег Андрей Чернов Луганск Донбасс Елена Настоящая Лариса Черниенко литература Светлана Сеничкина


    Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz