Пятница, 29.03.2024, 16:28

Приветствую Вас Гость | RSS
Луганский клуб фантастики "ЛУГОЗЕМЬЕ"
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи, рецензии, очерки [15]
Земляки [4]
О писателях-фантастах, чья жизнь или творчество связаны с луганским краем
Интервью [2]

Форма входа

Комменты новостей











Сообщения форума
  • Новости мира фа... (451)
  • ВЕЧНОЕ (35)
  • ЧТО ТАКОЕ ВЕРСУ... (2)
  • Конкурсы инозем... (8)
  • Жюль Верн сегод... (0)
  • Фантастический ... (17)
  • Свободная тема (79)
  • Ділимось поезіє... (2)
  • Последнее из пр... (98)
  • магический реал... (0)

  • Новые произведения
    Виктория Климчук "Заклинание по Блоку" (1)
    Дмитренко Александр. Виртуальный мир Джона Брауна (0)
    Дмитренко Александр. Пришелец и снежинка (0)
    Дмитренко Александр. Режим Драйвера (0)
    Экзамен (0)

    Комменты к текстам





    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д

    Свежая ссылка д


    Главная » Статьи » Статьи, рецензии, очерки

    Валерий Богословский. Путь фэнтези
    Валерий Богословский
    Путь фэнтези
    Как известно, основателями фэнтези являются две великие личности в фантастике ХХ века: Роберт Ирвин Говард и Джон Рональд Руэл Толкиен. Не смотря на различия в творчестве (Говард был основоположником героической традиции, а Толкиен эпической), оба писателя имели общий источник вдохновения – мифологию – и создали миры, наполненные жизненной силой героев, где Добро противостоит Злу. Кроме того, их произведения органично вписывались в литературный процесс первой половины и середины прошлого столетия. Возникновение фэнтези было тесно связано с разочарованием в реальной жизни. Первая половина ХХ века была ознаменована колоссальными потрясениями, пошатнувшими веру в общечеловеческие ценности: идеалы рушились, жизнь теряла значимость. Виноваты в этом в первую очередь многочисленные войны того времени, в особенности первая мировая война, носившие исключительно захватнический характер. Общество всё более воспринималось как бездушное, превращаясь в подобие некоего сложного механизма, в котором люди играли роль крошечных винтиков; их ценность заключалась только в функциональности. «Незаменимых людей не бывает», – говаривал Иосиф Виссарионович Сталин, подчеркивая, таким образом, никчёмность человеческого существования. Авторитарные режимы также внесли лепту в обесценивание личности. Естественно, такое положение вещей повлекло реакцию со стороны искусства. Возникли модернистские течения в искусстве – сюрреализм, абстракционизм, апологеты которых провозглашали уход от действительности. Наряду с ними активно развивалась фантастика. Пожалуй, больше всего от забот повседневности на тот момент из видов искусства могли отвлечь литература и музыка. Фантастика, предлагая противоположность реальному миру, быстро завоевала широкий круг почитателей. Именно тогда, соединив в произведениях захватывающие приключения и фантастические элементы, начали творить Говард и Толкиен. Почвой, на которой выросло фэнтези, был романтизм с его извечной борьбой Добра и Зла, противостоянием человека суровым условиям окружающей действительности. Среди русских писателей начала ХХ века, работавших на грани романтизма и фэнтези, стоит упомянуть Александра Грина. Он создал экзотичный мир с вымышленными историей, географией, культурой. В этом мире главным было торжество человеческого духа, победа Добра над обстоятельствами, олицетворявшими Зло. Это роднит Грина с западными коллегами, писавшими фэнтези. Однако, если в произведениях англоязычных писателей уделяется внимание магии в прямом смысле слова, выраженной в способности к колдовству, то магия Грина заложена лишь в сердцах его героев, бросающих вызов миру и побеждающих. И Говард, и Толкиен были не лишены поэтического дарования. Так, некоторые друзья Говарда, включая Лавкрафта, считали, что он был в первую очередь поэтом. Он следовал канонам поэзии твёрдых форм романтизма ХIХ века. Образцами для подражания были для него англо-американские поэты конца ХIХ – начала ХХ века – такие, как Бене, Дансени, Харт, Киплинг, Мэйсфилд, Нойс и другие. Тяга к поэзии, очевидно, сказалась на прозе писателей; многие современники свидетельствовали о красоте их слога, придававшей очарование их текстам. В случае с Толкиеном это Урсула Ле Гуин, в случае с Говардом – Леон Спрэг де Камп. В статье «Певец в тени» Спрэг де Камп пишет: «В прозе Говарда присутствует много элементов, встречающихся, как правило, в поэтических произведениях: ритм, аллитерация, стремительные, рвущиеся вперёд глаголы, запоминающиеся метафоры, щедрое использование персонификации…» Прекрасный, поэтичный слог украшал фэнтезийные произведения Говарда и Толкиена, добавляя им яркости. Кроме того, он как нельзя лучше подходил для повествований о героях и эпических событиях. Свойственные романтизму интерес к географически и исторически неблизким культурам, ориентация на традиции Средневековья, акцентирование на индивидуализме в полной мере проявили себя в творениях основателей жанра фэнтези. Человек показывался ими не с функциональных позиций, а как личность, способная изменить мир силой собственного духа. Герой Конан, бродяга и авантюрист, по сути отброс общества, презираемый цивилизованными людьми варвар становится королём самого могущественного цивилизованного государства, и полурослик Фродо, физически слабое существо, в руках которого оказывается судьба мира. Романтизированный мир, где порицается порок и превозносится добродетель, романтизированные герои, неизменно побеждающие врагов, переступая через собственный страх. Перефразируя классика, можно сказать: «Таково было фэнтези в ту эпоху». Могли предполагать Говард и Толкиен, что фэнтези к началу нынешнего века разовьётся в пёструю поджанровую палитру? Фэнтези менялось. В плоскости двух главных направлений, обозначенных основателями, оно разделилось на массу разнообразных поджанров. Высокий стиль стал соседствовать с низким, Добро и Зло сменили цвета и поменялись местами, а то и вовсе растворились, обратившись в серую массу. Фэнтези кроме героического и эпического стало тёмным, историческим, юмористическим и даже игровым, частично или полностью утратив покров романтизма. Благодаря стараниям писателей магия фэнтези заполнила современные города и пробралась в космические корабли. Сегодня мы наблюдаем бурное развитие данного жанра фантастики, доказательством тому служит возникновение новых поджанров: городское, лирическое, детское, технофэнтези, национальное фэнтези (славянское, китайское, японское). Тенденции дальнейшего развития жанра усматриваются в поиске новых идей относительно самого построения фэнтезийных текстов (не исключено появление, скажем, психологического фэнтези, написанного в стиле «потока сознания») и в обращении к различному фольклорному и мифологическому наследию как реально существующих, так и исчезнувших культур (к примеру, к мифологии индейцев майя). В заключение отметим, что фэнтези оказалось самобытным развивающимся жанром, постоянно меняющимся и подстраивающимся под интересы аудитории. Фэнтези разное, и в будущем, полагаем, оно будет куда шире и разнообразнее, чем сегодня.
    Категория: Статьи, рецензии, очерки | Добавил: Тот-Амон (17.06.2010)
    Просмотров: 1020 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/5
    Всего комментариев: 3
    3 вячеслав  
    0
    Еще нет поэтической фэнтези, как отдельного жанра.

    2 Rumata  
    0
    Даа, жаль что Говард так рано окончил свою жизнь. Он многое мог бы успеть. Статья хорошая, только мала!

    1 Эдауш  
    0
    Здорово! Молодец, Валера! Статья имеет определенные изъяны, но все же здорово написана. Удалось ухватить фэнтези за хвост и распутать тот современный клубок, который мы называем "современным фэнтези".

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Мини-чат

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Друзья ЛКФ
  • Альманах "Крылья"
  • Донбасс фантастический
  • Издательство "Шико"

  • Облако тегов
    иллюстрация фентези приключения роман фантастика социальная Победители меньшиков Диплом Грибанов победитель награждение конкурс новогоднего рассказа заседание клуба Настоящая Елена Елена Фетисова вампир повесть природа человечество фэнтези Луганский клуб фантастики гость новый год Вячеслав Гусаков Валерий Богословский Геннадий Сусуев литературная критика альманах Крылья АРТ-КОСМОС Юрий Гагарин Лугоземье собрание женщина Гусаков Тайны земли Луганской Лирика мистика вампиры мифология Кир Булычёв ЛКФ Конкурс мистического рассказа конкурс фантастического рассказа луганская область поэзия Космоопера Отчет юмор Иван Ефремов комиксы Нортон фантастический детектив конкурс рецензия Борис Стругацкий Смерть 2012 ЛКФ Лугоземье 300 спартанцев Древняя Греция спарта детская фантастика декабрь fanfiction Lara Croft Tomb Raider рассказ Public Relations вера Жизнь Любовь причина вернуться капитан Алиса Гиджутсу джань джулаи синды инспектор книга преступление Пришелец Земля Снег Андрей Чернов Луганск Донбасс Елена Настоящая Лариса Черниенко литература Светлана Сеничкина


    Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz