Возвращение к истоку
Трускиновская Д. Дурни вавилонские. – М.:
Снежный ком М, 2010.
Когда писатель
моделирует мир будущего, он старается показать, чего человечество может
достичь. Когда же писатель моделирует мир прошлого, он старается показать, что
человечество потеряло.
Роман Далии
Трускиновской на первый взгляд
кажется простым.
Под смешливой
лукавинкой – шутка с серьезным лицом
– идет повествование о простых и наивных гастарбайтерах – селянах, вынужденных
податься в город за гроши, кажущиеся богатством. Писательница максимально
упрощает и речь, и мотивацию социального низа вавилонского царства. Поведение и
размышления персонажей-гастарбайтеров кажутся упрощенными до предела. Но… за
всем этим просматривается добротная литературность. Мне не хочется упрекнуть
автора в этом. Но всё же литературность (в советском литературоведении почти
как чертовщина – литературщина!) – придает книге определенную закрытость,
непонятность. К сожалению, в фантастике это может привести к потере массового
читателя. Но зато – внимание литераторов. Собственно, мы это и видим на примере
книг Далии Трускиновской, одного из наиболее интеллектуальных
писателей-фантастов.
С точки зрения
рядового читателя фантастики роман скучен и непонятен. Скучен – из-за простоты.
Интересно ли читать роман о вялых приключениях простаков? Неинтересно, потому
как не хочется сопереживать тупым и не инициативным героями. Непонятен – из-за
литературности. Думаю, также были не понятны обыкновенным древним грекам
произведения александрийской школы поэзии с обилием редких слов из умерших
диалектов койне. Литературность требует
подготовленного читателя.
Впрочем, хотя
в романе «Дурни вавилонские» и нет приключений супергероев, он привлекает
внимание общим полотном описываемой действительности. Трускиновская создала
органичный мир, где реалистичные зарисовки сплетены с фантастикой. Роман «Дурни
вавилонские» можно рассматривать в нескольких контекстах.
Роман – литературная полемика. Далия
Трускиновская опытный и зрелый литератор, давно находящийся в литературном процессе.
И в романе «Дурни вавилонские» писательница представила свою реплику на
некоторые современные тенденции в фантастической литературе. Одна из них – о
роли попаданцев. Во многих произведениях, эксплуатирующих эту тему, попаданцы
предстают героями, переворачивающими весь мир с ног на голову. Не буду
возражать – и такое может быть. Всё зависит, от того кто переносится во
времени/параллельном пространстве.
В романе
«Дурни вавилонские» Дишон, Ришарид, Питир – заурядные служащие нашего,
современного мира, по необъяснимой причине перенесшиеся в далекое прошлое. И
чему они могут научить древних вавилонян? Вопрос не зряшный. Современный
человек, настолько привыкший пользоваться благами цивилизации, что не способен
к самостоятельным элементарным вещам, которые в относительно недавнем прошлом
были невозможны. Нынешний рядовой служащий умеет лишь осуществлять операции на
компьютерах, но не более. Отнимите у него компьютер, и этот служащий сможет
лишь рассказывать о «диковинках», на которые он насмотрелся в своём мире.
Да, Д.
Трускиновская высмеивает не дурней Вавилона, а наших современных дурней.
Которые и способны лишь рассказывать
о чудесах, которые видели. Да напиваться в стельку. Потому как – в трезвости
невыносима правда: они были пользователями, но не носителями цивилизации. «Они
уже ничего не хотят», – вот короткий приговор попаданцам, обреченным на плен,
спасительную изоляцию в башне, на создание которой они и вдохновили своими
историями. Вы скажете, что вдохновить на создание чего-либо нового – уже
многое? Может быть. Но в этом – нет ни геройства, ни личного исторического
вклада.
Если в
описании попаданцев мы видим скрытую сатиру, то в описании юных влюблённых,
пытающихся сбежать из башни, угадывается женская ирония. Крах романтического
взгляда на мир – переход к зрелости. И неизбежный кризис, который нужно
пережить. К сожалению, во многих фантастических произведениях современности в
духе наивного и сентиментального романтизма XVIII века описывается противоположная
ситуация: торжество всепобеждающей любви юных сердец. Это, как бы сказали в
позапрошлом веке, романично, но совсем не похоже на реальную жизнь.
Писательница
поднимает неординарную тему для фантастических произведений, вводя в роман
персонажа-правдоискателя. Этот человек не находит себе места в существующем
мире и выдвигает свою теорию, объясняющую несправедливости общества. Кажущиеся
здравыми в теории, на практике его математические обоснования не осуществимы. И
здесь, как мне кажется, сатира уже не на литературу, а на наше недавнее
прошлое.
Структура сюжета
романа «Дурни вавилонские» стоит особняком по отношению к устоявшимся традициям
приключенческой фантастики. В романе Далии Трускиновской нет развязки, роман
заканчивается кульминацией – как вершиной диспозиции. Автор обрывает
повествование на высокой ноте, желая показать важность именно данного
конкретного момента.
Башня – мираж жизни. Согласно концепции
автора романа, создаваемые вавилонянами башни – социальные лестницы, где
этажность – это стратификация общества. Повод строительства башни не понятен,
но возведение башни освящено религией и, нужно понимать, одобрено властью.
Башня – аллегория. Её смысл – лишь в процессе строительства, потому как пока
она строится – и существует вся эта сложная экономическая система. Стоит
завершить строительство – смысл в существовании башни исчезает. Башня –
памятник человеческой глупости?
Башни
создаются по гениальному инженерному замыслу, воплощаются пронырливыми
подрядчиками, пользуются башнями не создатели – работники, а те, кто нажился на
строительстве. Ничего не напоминает? Честные люди в башне обречены быть внизу.
Честность в этой системе не порок, но… Башня
– модель государства.
Избегая прямых
аналогий, Д. Трускиновская синтезирует в образе строящихся Башен образ государства. Не буду утверждать, что это
образ и современного государства, но аналогии с городами-государствами
Месопотамии мне кажутся стабильными.
Роман
Трускиновской – это еще и история об
утрате связи с землей – древней и архаичной связи, когда и человек был
проще, и, главное, ближе к первооснове. Когда отношения между людьми зеркально
отражают отношения человека и Природы. Землю не обманешь. Ей не скажешь: дай
больший урожай, а я тебе… Здесь договор не возможен. Здесь возможен лишь
честный бесхитростный труд.
Не зря
парни-крестьяне, подавшиеся в город на заработок, испытав все перипетии
цивилизованной городской жизни, возвращаются к своему истоку.
АНДРЕЙ ЧЕРНОВ,
Луганск
|