Встреча участников ЛКФ «Лугоземье», которая состоялась 6 апреля, была посвящена юбилею одного из самых известных русских писателей-фантастов, Бориса Натановича Стругацкого, недавно ушедшего из жизни. 15 апреля этого года он должен был отметить свое 80-летие.
Не удивительно, что большую часть времени, отведенного на обсуждения, «лугоземцы» посвятили творчеству Аркадия и Бориса Стругацких. Поводов к размышлению было множество, ведь их творческий тандем – безусловно, феномен в русскоязычной фантастике, и в русской литературе в целом. В ходе беседы многие вкратце упомянули о некоторых особенностях их произведений.
Прежде всего, А. и Б. Стругацкие – писатели своей эпохи. По предположениям некоторых участников, если бы молодые Стругацкие обратились с рукописью в издательство сейчас – их либо не стали бы печатать вообще, либо их проза была бы совершенно другой. Их романам свойственна социально-этическая направленность, аллегоричность, которая в произведениях современных фантастов выглядит иначе, либо вовсе отсутствует.
Огромное влияние на становление Стругацких как писателей и творческих личностей в целом оказал сам процесс работы в соавторстве. Успешные и долгосрочные творческие союзы в литературе – редкость (И. Ильф и Е. Петров, С. и М. Дьяченко, Генри Лайон Олди и т.д.). Объяснение этому дала Виктория Климчук, которая отметила крайний индивидуализм любого творчества как явления. Художественный мир писателя – это отражение его внутреннего мира, который исключителен; сложно найти человека с близким мировоззрением, к тому же, безоговорочно соглашающегося со всеми художественными законами, установленными в произведении другим. Сергей Чебаненко раскрыл несколько секретов из творческой лаборатории АБС. Прочесть об этом можно в книгах «Неизвестные Стругацкие. Письма. Рабочие дневники. 1942-1962» и «Братья Стругацкие» из серии «ЖЗЛ» (авторы последней – Д. Володихин и Г. Прашкевич).
По мнению Андрея Чернова, романы Аркадия Натановича и Бориса Натановича – своеобразная творческая игра, настолько они жанрово разноплановы. Среди них – и антиутопия («Улитка на склоне»), и сказка («Сказка о Тройке»), и фэнтези («Трудно быть богом»), и даже классический детектив («Отель «У погибшего альпиниста»).
Еще одной особенностью прозы Стругацких является раскрытие персонажей не через косвенную речь или внутренние монологи (философские размышления), а через действия, диалоги, поступки, реакции на события. Их герои говорят на живом языке, а не обмениваются казенными штампами и научными терминами. Недосказанность, открытый финал, отсутствие прямого, «в лоб», объяснения мотивов каждого из персонажей – всё это составляющие стиля братьев, благодаря которому читатели обретают свободу предположений и решений, близких им лично, и благодаря ему же было предпринято столько попыток доконструировать, продолжить миры Стругацких (например, серия «Сталкер»).
Лучше всего же составляющие их стиля, легко узнаваемого и навсегда изменившего русскую фантастику, раскрывает сам Аркадий Натанович, в письме брату Борису:
«Понял, браток? Понимаешь теперь, какой громадный козырь упускают наши горе-фантасты? Наши произведения должны быть занимательными не только и не столько по своей идее — пусть идея уже десять раз прежде обсасывалась дураками — сколько по а) широте и легкости изложения научного материала; «долой жюльверновщину», надо искать очень точные, короткие умные формулировки, рассчитанные на развитого ученика десятого класса; б) по хорошему языку автора и разнообразному языку героев; в) по разумной смелости введения в повествование предположений «на грани возможного» в области природы и техники и по строжайшему реализму в поступках и поведении героев; г) по смелому, смелому и еще раз смелому обращению к любым жанрам, какие покажутся приемлемыми входе повести для лучшего изображения той или иной ситуации. Не бояться легкой сентиментальности в одном месте, грубого авантюризма в другом, небольшого философствования в третьем, любовного бесстыдства в четвертом и т. д. Такая смесь жанров должна придать вещи еще больший привкус необычайного. А разве необычайное — не наша основная тема?»
Письмо Аркадия брату, 29 сентября 1957, М. — Л. «Неизвестные Стругацкие. Письма. Рабочие дневники. 1942-1962»
Далее участники клуба перешли к весьма краткому обсуждению фильма «Чужие на районе». Несмотря на шаблонность и крайнюю вторичность сюжета некоторые участники высказались в защиту фильма, т.к. в картине чувствовался европейский подход к сюжету, операторской работе. Так же было предложено организовать конкурс фантастического детектива, но, к сожалению, обсуждение этой возможности было перенесено на потом.
|