На очередном собрании клуба вновь не смогли присутствовать некоторые ключевые фигуры «Лугоземья», но, тем не менее, в этот день – 20 октября – состоялся довольно интересный и содержательный разговор. Но обо всем по порядку.
Началось заседание с отложенного вопроса, с обсуждения рассказа Виктории Климчук «Сивир» из ее цикла о несуществующих городах, которое не смогли провести на предыдущем собрании.
Виктория Климчук Вначале автор рассказа о своем замысле, о том, что ей хотелось рассказать о тех городах, к которым судьба была не вполне благосклонна и жизнь в них заглохла до того, как они успели оставить след в истории. Кроме всего прочего, действие рассказов происходит в вымышленной, параллельной Вселенной. Сергей Чебаненко, который сделал детальный анализ текста, дал в целом позитивную оценку рассказу. В частности он сказал, что хотел бы иметь у себя книжку со всем циклом рассказов, когда они будут окончены и опубликованы. Но все же тексту требуется хорошая редакторская правка.
После окончания обсуждения Сергей Чебаненко рассказ о своем пребывании на фестивале «Созвездие Аю Даг» в Крыму. Рассказ луганского автора, члена клуба «Лугоземье» был признан лучшим в своей номинации. Однако он остался без приза, так как было решено, что фестивальные награды не будут присуждаться дважды одному и тому же автору. А в прошлом году, напомню, С. Чебаненко была присуждена премия им. Николая Данилевского. Правда в фестивальный сборник рассказ все-таки войдет. Сергей Владимирович пообещал написать краткий отчет о фестивале для журнала «Лугоземье».
После этого перешли к основному пункту программы – «Мутанты в мифологии и литературе». Прежде всего, было отмечено, что вокруг темы мутантов – в научном смысле этого слова – существует множество мифов, неточных представлений и просто всевозможных глупостей. К примеру, довольно распространено в общественном сознании представление о том, что мутации происходят при жизни данного конкретного организма. Схема простая: облучился радиацией и тут же у тебя вырастает дополнительная нога или рога на голове.
По тому же принципу часто происходят мутации и в фантастической литературе. В этом плане типичными примерами являются всем известные черепашки ниндзя. Вообще комиксы любят тему мутации и мутантов. В принципе, большая часть всех супергероев является мутантами.
Не брезгуют использовать образы мутантов и те, кто пишет в жанре научной фантастики. Хотя чаще встречаются они в космических операх и, конечно же, в постапокалиптических творениях. Скажем, Земля после атомной войны и без мутантов – нонсенс.
Анатолий Грибанов
Незаметно дискуссия от темы мутантов переместилась к философским вопросам о том, что собой представляет человек, как биологический вид, к чему могут привести изменения в образе жизни современных людей.
Ирина В заключительной части встречи едва не произошло непоправимое – следуя логике дискуссии, «лугоземцы» попытались представить себе – а каково это, быть мутантом? Сергей Чебаненко предложил описать мир существа, которое воспринимает окружающую действительность только с помощью обоняния и осязания. Оказалось, человек сам до конца не понимает, насколько зрительное восприятие определяет его реальность – даже слепой и глухой мыслит образами-картинками, и понять мутанта, ориентирующегося в пространстве с помощью запахов и ощущений, он не может. Благодаря этому эксперимент участников ЛКФ «Лугоземье» завершился благополучно, и мутантом никто не ушел.