16 марта в Центре русской культуры и литературы Луганской областной библиотеки им. М. Горького состоялось очередное собрание Луганского клуба фантастики "Лугоземье". На собрании, к сожалению, малочисленном, обсуждалось несколько тем. В начале Андрей Чернов выступил с сообщением, посвящённым идеям Владимира Ивановича Вернадского, выдающегося русского учёного, основоположника биогеохимии и автора идеи о ноосфере. В своём сообщении докладчик раскрыл основные взгляды В. И. Вернадского на геохимические процессы на планете, роль живых организмов и человечества в глобальных процессах перемещения вещества. В. И. Вернадский одним из первых комплексно рассмотрел биосферу и высказал мысли о формировании в некотором будущем новой "разумной оболочки". В дальнейшем взгляды Вернадского были развиты многими отечественными и зарубежными учёными. Очень оригинальную концепцию эволюции и ноосферы выразил известный французский учёный-палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден. Взгляды В. И. Вернадского и его последователей на ноосферу и биосферу оказались очень близкими писателям-фантастам. Идеи управления геохимическими процессами Земли были художественно выражены, например, в романах А. Беляева ("Звезда КЭЦ") и И. Ефремова ("Туманность Андромеды" и др.). В дальнейшем многие писатели-фантасты создавали свои миры, реализуя при этом идею ноосферы. В целом, взгляды В. Вернадского на биосферу и ноосферу оказали значительное влияние на естественные и общественные науки, литературу, искусство, кинематограф, философию и кибернетику. "Лугоземцы" обсудили также фильм "Женщина в чёрном". В целом, фильму была дана отрицательная оценка. Главным недостатком, по мнению членов клуба, является то, что практически всесильному в фильме Злу (его олицетворяет Женщина в чёрном) не противопоставлено Добро. Удивляет, что в фильме практически отсутствуют проявления религии и веры, что выглядит крайне нелогичным, поскольку человек всегда искал и будет искать надежду и спасение в вере в Добро. Слабое место в фильме - откровенно позитивный взгляд на смерть (даже путём самоубийства). То, что в реальной жизни - трагедия, боль, горе, в фильме предстаёт маловыразительным перемещением "за грань". Так, смерть главного героя и его сына оказываются, на самом-то деле, весьма желанными. Как говорится, "Повезло!". Главный герой восстанавливает семью (встреча с любимой женой), его больше не будут тревожить проблемы с начальством и т.д. Всё это - следствие не жанра "ужасы", а целенаправленной идеологии "декаденства", опоэтизированной "смерти", предстающей в фильме избавлением от проблем, бед, лишений и несчастий. На собрании также обсудили рассказ Виктории Климчук "Беньянна" из цикла о городах, которых никогда не было. По-мнению членов клуба, рассказ прекрасно вписывается в авторскую концепцию, погружает в художественное пространство авторского мира, имеет яркий колорит. Следующее собрание ЛКФ "Лугоземье" состоится 6 апреля.
|