Валерий Богословский Путь фэнтези Как известно, основателями фэнтези являются две великие личности в фантастике ХХ века: Роберт Ирвин Говард и Джон Рональд Руэл Толкиен. Не смотря на различия в творчестве (Говард был основоположником героической традиции, а Толкиен эпической), оба писателя имели общий источник вдохновения – мифологию – и создали миры, наполненные жизненной силой героев, где Добро противостоит Злу. Кроме того, их произведения органично вписывались в литературный процесс первой половины и середины прошлого столетия. Возникновение фэнтези было тесно связано с разочарованием в реальной жизни. Первая половина ХХ века была ознаменована колоссальными потрясениями, пошатнувшими веру в общечеловеческие ценности: идеалы рушились, жизнь теряла значимость. Виноваты в этом в первую очередь многочисленные войны того времени, в особенности первая мировая война, носившие исключительно захватнический характер. Общество всё более воспринималось как бездушное, превращаясь в подобие некоего сложного механизма, в котором люди играли роль крошечных винтиков; их ценность заключалась только в функциональности. «Незаменимых людей не бывает», – говаривал Иосиф Виссарионович Сталин, подчеркивая, таким образом, никчёмность человеческого существования. Авторитарные режимы также внесли лепту в обесценивание личности. Естественно, такое положение вещей повлекло реакцию со стороны искусства. Возникли модернистские течения в искусстве – сюрреализм, абстракционизм, апологеты которых провозглашали уход от действительности. Наряду с ними активно развивалась фантастика. Пожалуй, больше всего от забот повседневности на тот момент из видов искусства могли отвлечь литература и музыка. Фантастика, предлагая противоположность реальному миру, быстро завоевала широкий круг почитателей. Именно тогда, соединив в произведениях захватывающие приключения и фантастические элементы, начали творить Говард и Толкиен. Почвой, на которой выросло фэнтези, был романтизм с его извечной борьбой Добра и Зла, противостоянием человека суровым условиям окружающей действительности. Среди русских писателей начала ХХ века, работавших на грани романтизма и фэнтези, стоит упомянуть Александра Грина. Он создал экзотичный мир с вымышленными историей, географией, культурой. В этом мире главным было торжество человеческого духа, победа Добра над обстоятельствами, олицетворявшими Зло. Это роднит Грина с западными коллегами, писавшими фэнтези. Однако, если в произведениях англоязычных писателей уделяется внимание магии в прямом смысле слова, выраженной в способности к колдовству, то магия Грина заложена лишь в сердцах его героев, бросающих вызов миру и побеждающих. И Говард, и Толкиен были не лишены поэтического дарования. Так, некоторые друзья Говарда, включая Лавкрафта, считали, что он был в первую очередь поэтом. Он следовал канонам поэзии твёрдых форм романтизма ХIХ века. Образцами для подражания были для него англо-американские поэты конца ХIХ – начала ХХ века – такие, как Бене, Дансени, Харт, Киплинг, Мэйсфилд, Нойс и другие. Тяга к поэзии, очевидно, сказалась на прозе писателей; многие современники свидетельствовали о красоте их слога, придававшей очарование их текстам. В случае с Толкиеном это Урсула Ле Гуин, в случае с Говардом – Леон Спрэг де Камп. В статье «Певец в тени» Спрэг де Камп пишет: «В прозе Говарда присутствует много элементов, встречающихся, как правило, в поэтических произведениях: ритм, аллитерация, стремительные, рвущиеся вперёд глаголы, запоминающиеся метафоры, щедрое использование персонификации…» Прекрасный, поэтичный слог украшал фэнтезийные произведения Говарда и Толкиена, добавляя им яркости. Кроме того, он как нельзя лучше подходил для повествований о героях и эпических событиях. Свойственные романтизму интерес к географически и исторически неблизким культурам, ориентация на традиции Средневековья, акцентирование на индивидуализме в полной мере проявили себя в творениях основателей жанра фэнтези. Человек показывался ими не с функциональных позиций, а как личность, способная изменить мир силой собственного духа. Герой Конан, бродяга и авантюрист, по сути отброс общества, презираемый цивилизованными людьми варвар становится королём самого могущественного цивилизованного государства, и полурослик Фродо, физически слабое существо, в руках которого оказывается судьба мира. Романтизированный мир, где порицается порок и превозносится добродетель, романтизированные герои, неизменно побеждающие врагов, переступая через собственный страх. Перефразируя классика, можно сказать: «Таково было фэнтези в ту эпоху». Могли предполагать Говард и Толкиен, что фэнтези к началу нынешнего века разовьётся в пёструю поджанровую палитру? Фэнтези менялось. В плоскости двух главных направлений, обозначенных основателями, оно разделилось на массу разнообразных поджанров. Высокий стиль стал соседствовать с низким, Добро и Зло сменили цвета и поменялись местами, а то и вовсе растворились, обратившись в серую массу. Фэнтези кроме героического и эпического стало тёмным, историческим, юмористическим и даже игровым, частично или полностью утратив покров романтизма. Благодаря стараниям писателей магия фэнтези заполнила современные города и пробралась в космические корабли. Сегодня мы наблюдаем бурное развитие данного жанра фантастики, доказательством тому служит возникновение новых поджанров: городское, лирическое, детское, технофэнтези, национальное фэнтези (славянское, китайское, японское). Тенденции дальнейшего развития жанра усматриваются в поиске новых идей относительно самого построения фэнтезийных текстов (не исключено появление, скажем, психологического фэнтези, написанного в стиле «потока сознания») и в обращении к различному фольклорному и мифологическому наследию как реально существующих, так и исчезнувших культур (к примеру, к мифологии индейцев майя). В заключение отметим, что фэнтези оказалось самобытным развивающимся жанром, постоянно меняющимся и подстраивающимся под интересы аудитории. Фэнтези разное, и в будущем, полагаем, оно будет куда шире и разнообразнее, чем сегодня.
Здорово! Молодец, Валера! Статья имеет определенные изъяны, но все же здорово написана. Удалось ухватить фэнтези за хвост и распутать тот современный клубок, который мы называем "современным фэнтези".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]